Решение по делу № 2-278/2023 от 23.01.2023

Дело № 2-278/2023

29RS0001-01-2023-000102-97

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2023 года                             г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мунтян И.Н.,

при секретаре Аламбаевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах Борисовой Н. С. к администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Вельского района обратился в суд в интересах Борисовой Н.С. к администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Борисовой Н.С. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки на территории городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района выявлен объект недвижимости – одноэтажный трехквартирный жилой дом, <данные изъяты> года постройки, назначение строения: жилье, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом, а также помещения в указанном жилом доме на балансе каких-либо предприятий, организаций и учреждений не состоят, в реестре муниципальной собственности Вельского муниципального района и городского поселения «Кулойское» не числятся. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Представление рассмотрено, меры по устранению нарушений закона не приняты, чем нарушены права граждан, проживающих и зарегистрированных в данном доме. Согласно техническому паспорту на домовладение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости является одноэтажным трехквартирным жилым домом, <данные изъяты> года постройки, назначение строения: жилье. Процент износа дома составляет <данные изъяты> %. Исполняющий обязанности прокурора Вельского района просит возложить обязанность на ответчика по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в течение ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Ржавитина Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Истец Борисова Н.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что зарегистрирована в указанном жилом помещении, иного места жительства не имеет, обращалась к ответчику по поводу технического состояния дома, но никаких мер принято не было.

Представитель администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области Трофимова О.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Администрация Вельского муниципального района Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направила, представитель администрации Зачепа Т.В., действующая на основании доверенности, в представленном письменном отзыве просила рассмотреть дело без участия представителя администрации, указала, что администрация не располагает сведениями о принадлежности спорного объекта недвижимости. Собственностью Вельского муниципального района данный объект не является, в реестре объектов муниципальной собственности не числится. Поддержала требования прокуратуры.

Управление Федеральной почтовой службы Архангельской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктами 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов регламентирован приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Порядок).

Согласно п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Правил).

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Из материалов дела следует, что на территории городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области находится объект недвижимости – строение с назначением: жилье. Объект недвижимости представляет собой одноэтажный трехквартирный жилой дом, <данные изъяты> года постройки, расположен по адресу: <адрес>.

В жилом доме проживает и зарегистрирована Борисова Н.С. и ее сын Ф.И.О.

Согласно техническому паспорту на домовладение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости является одноэтажным трехквартирным жилым домом, <данные изъяты> года постройки, процент износа дома составляет <данные изъяты> %.

Жилой дом в реестре муниципальной собственности не числится, на балансе каких-либо предприятий и учреждений не состоит.

По информации Министерства имущественных отношений Архангельской области объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Архангельской области не числится.

Из сведений МТУ Росимущества в Архангельской области и <адрес> в реестре федерального имущества объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, не числится.

Как следует из сообщения Вельского почтамта УФПС Архангельской области объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, не находится на балансе учреждения.

Согласно сведениям, представленным администрацией городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района, спорный многоквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. состоит их трех помещений. На кадастровом учете помещения состояли как «нежилые». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года инвентаризация указанного дома проводилась по заданию <данные изъяты> который в техническом паспорте значится как собственник домовладения. В данном здании в разное время были расположены радиоузел, милиция, почта. Информации о том, передавались ли указанные помещения в пользование бывшим работникам почтовой связи, у администрации не имеется.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались Постановлением Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу п. 2 указанного Постановления о разграничении собственности объекты государственной собственности, приведенные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находились, должны были передаваться в муниципальную собственность городов и районов. К муниципальной собственности были отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована и проживает Борисова Н.С. является бесхозяйным, поскольку право собственности на него не регистрировано, оно не включено в реестр муниципальной собственности, в реестре государственного имущества Архангельской области не числится, отсутствует в реестре федерального имущества.

Жилой дом является объектом недвижимости, расположенным на территории городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района, право собственности на спорный объект не зарегистрировано, в чье-либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано.

В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании п. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По смыслу указанных норм права принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Данных о государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержится.

Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Доводы ответчика о том, что с заявлением о постановке спорного объекта недвижимости на учет должна обратиться администрация Вельского муниципального района Архангельской области судом не принимаются в силу следующего.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Поскольку правом на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии вещи на учет в качестве бесхозяйной обладает лишь орган местного самоуправления, на территории которого находится вещь, спорный объект недвижимости обладает признаками бесхозяйной вещи.

В соответствии с ч. 11 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Представление рассмотрено, меры по устранению нарушений закона не приняты, чем нарушены права граждан, проживающих и зарегистрированных в данном доме.

Выявленные в результате проверки нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исполняющим обязанности прокурора Вельского района в интересах Борисовой Н.С. требований о возложении на администрацию городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта.

Доводы ответчика о принуждении администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района об использовании ее субъективного права, предусмотренного ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, не могут быть приняты во внимание судом.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Закона № 131-ФЗ решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах Борисовой Н.С. подлежат удовлетворению.

Обязанность по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта должна быть исполнена в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является достаточным и реальным, законных оснований для установления иного срока, суд не усматривает.

Кроме того, при наличии исключительных обстоятельств ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения с приведением соответствующих мотивов и доказательств.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах, с ответчика администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района, являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах Борисовой Н. С. к администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта - удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области, ИНН 2907011015, ОГРН 1052907034696, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного имущества – объекта недвижимости по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                  И.Н. Мунтян

2-278/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Вельского района Архангельской области, в интересах Борисовой Н.С.
Борисова Наталья Сергеевна
Ответчики
Администрация городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области
Другие
Администрация Вельского муниципального района Архангельской области
УФПС Архангельской области
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Мунтян Ирина Николаевна
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее