Решение по делу № 2-64/2016 (2-1039/2015;) от 02.12.2015

Дело № 2-64/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года                                                                                         город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                            Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                                              М.Б.Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дылевич И.П. к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», Государственному комитету по Республике Карелия по управлению госимуществом и организации закупок о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Дылевич И.П. (истец) обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в администрацию Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также ответчик, администрация поселения) с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 г. N 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (далее - Закон). Письмом администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. истице было отказано в предоставлении земельного участка. Полагая отказ неправомерным, истец просила обязать администрацию поселения предоставить ей как многодетной семье бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в размерах и порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской федерации (ЗК РФ), за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила заявленные требования, просила суд признать отказ администрации Шуйского поселения незаконным и не действительным, обязать ответчика предоставить для ИЖС в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., на основании ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно, Законом Республики Карелия от 30.11.2011 г. № 1560 «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», т.е. без очереди.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Прионежского муниципального района, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Петрозаводского городского округа.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Филатова С.Ю.

Истица в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела.

Представитель истицы, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные уточненные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Шуйского сельского поселения и третьего лица - администрации Прионежского муниципального района, действующая по доверенностям, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве; указала на имеющие препятствия в предоставлении земельного участка, а именно то, что участок находится в водоохранной зоне водного объекта, где запрещена распашка земель, а также на то, что участок находится за пределами населенного пункта и Правила землепользования и застройки на данный участок не распространяются.

Представитель ответчиков: Государственного комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», действующая по доверенности, в судебном заседании требования истица не признала, ссылалась на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела, согласно поступившим отзывов, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Филатова С.Ю. в судебное заседание не явилась, уведомлялась судом о слушании дела.

Суд заслушав, лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В силу ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с положениями ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

При этом согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 названного Закона, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости).

Согласно положениям ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 г. №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

Органом, уполномоченным на предоставление указанных земельных участков, является орган исполнительной власти Республики Карелия, орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон № 137-ФЗ).

Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории). Аналогичная нома введена в ч.2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 08 июня 2012 г. № 1600-ЗРК «О внсени изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

Частью 1 ст. 2 указанного Закона Республики Карелия предусмотрено, что бесплатное предоставление в собственность земельных участков многодетным семьям осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия и соответствуют критериям многодетной семьи, установленным пунктом 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона.

Земельные участки на основании настоящего Закона предоставляются многодетным семьям однократно в общую долевую собственность всем членам многодетной семьи в равных долях.

Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. истица обратилась в администрацию поселения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность, в порядке, установленном указанным законом Республики Карелия, земельного участка для индивидуального, жилищного, строительства на территории Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, а именно одного из следующих земельных участков с кадастровым номером: , , , , .

На указанное заявление администрация поселения в письмах от ДД.ММ.ГГГГ г. ответила отказом заявителю, со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером сформирован для дальнейшего предоставления путем проведения аукциона, земельные участки , находятся в собственности юридического лица.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация поселения указала, что земельный участок с кадастровым номером не может быть предоставлен истице в связи с тем, что Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения не распространяются на испрашиваемый заявителем участок (л.д.).

В соответствии с п.2 ст. 10 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Законом Республики Карелия от 29.12.2015 года №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон №1980-ЗРК) установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 1).

Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2016 года.

Согласно ст. 3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в статье 1 данного Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В настоящее время уполномоченным государственным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.

В силу пп.35 п.9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № 274-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок принимает решение о предоставлении, о предварительном согласовании предоставления, утверждает схему расположения земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Земельный участок с кадастровым номером , испрашиваемый истцом сформирован в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы озер ..., что подтверждается данными кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ г. , данными из публичной кадастровой карты, Генерального плана Шуйского сельского поселения.

Исходя из положений статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (п.13 ст.65 Водного кодекса РФ).

Согласно положений п. 17 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, движение и стоянка транспортных средств.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

При таких обстоятельствах ведение дачного хозяйства в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, предполагающее использование земель в сельскохозяйственных целях, может повлечь нарушение установленных статей 65 ВК РФ ограничений по использованию водоохраной зоны водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит ст. 7 ЗК РФ.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, возможность предоставления сформированного земельного участка с кадастровым номером для ведения дачного хозяйства отсутствует.

Ссылка администрации поселения на несоблюдение истицей требований ст. 39.15 ЗК РФ не может быть принята судом, т.к. Законом Республики Карелия не предусмотрено предварительного согласования предоставления земельного участка. Положения ст. 39.15 ЗК РФ не распространяются на данные случаи.

Отсутствие проекта планировки территории не является законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участка со ссылкой на указанные нормы.

Кроме того, п.14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется, на который ссылается администрация поселения в своем ответе на заявление истицы, содержат указание на порядок действий с 01 июля 2016 г.

Таким образом, основания отказа истице в предоставлении земельного участка в указанной части является незаконным.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований истца в части требований к администрации поселения, с названного ответчика в пользу истца подлежат частичному взысканию расходы по оплате госпошлины при подаче иска в сумме 150 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковое заявление Дылевич И.П. к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», Государственному комитету по Республике Карелия по управлению госимуществом и организации закупок о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Признать отказ администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. в части необходимости предварительного согласования предоставления земельного участка незаконным.

Признать отказ администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. в части отсутствия возможности предоставления земельного участка в связи с отсутствием правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения незаконным.

В остальной части заявленных требований оказать.

Взыскать с администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района в пользу Дылевич И.П. судебные расходы в сумме 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.


Судья Прионежского
Районного суда                                                                                                        Т.В.Баранова



Мотивированное решение суда составлено 22.03.2016 года.

2-64/2016 (2-1039/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дылевич И.П.
Ответчики
Госкомитет РК по Управлению госимуществом и организации закупок
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
Администрация Шуйского сельского поселения
Другие
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Администрация Прионежского муниципального района
Администрация Петрозаводского городского округа
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по РК
Филатова С.Ю.
Лысов О.Ю.
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
02.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2015Передача материалов судье
03.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2015Предварительное судебное заседание
18.01.2016Судебное заседание
04.02.2016Судебное заседание
02.03.2016Судебное заседание
16.03.2016Судебное заседание
22.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2016Дело оформлено
22.06.2016Дело передано в архив
16.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее