Дело --а-139/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд --
в составе председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Одинцовой О.М.,
с участием:
помощника прокурора -- Мухаринова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора --, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Сапроновскому сельскому Совету народных депутатов -- о признании бездействия в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. к юридической ответственности вследствие представления недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей незаконным; обязании Сапроновского сельского Совета народных депутатов принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
--, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Сапроновскому сельскому Совету народных депутатов --, в обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой -- проведена проверка исполнения Сапроновский сельским Советом народных депутатов (далее - Сапроновский СНД) законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что Духанина Наталья Владимировна с -- является депутатом Сапроновского СНД шестого созыва. С 2012 года Духанина Н.В. осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В 2016 году она занималась реализацией продовольственных и промышленных товаров, а также передачей по договору субаренды нежилого помещения - гаража площадью 80 кв.м., расположенного в по адресу: пер. Торговый, --. Указанное нежилое помещение ею используется на основании договоров аренды нежилого производственного помещения от -- б/н, от -- б/н, от -- б/н, заключенных с -- потребительским обществом. Размер арендной платы согласно указанным договорам составляет 1000 рублей в месяц. Арендуемое помещение - гараж площадью 80 кв.м., расположенный по адресу: пер. Торговый, --, передано по договору субаренды от -- б/н ГБУ АО «Сапроновский СРЦН «Парусник надежды». Согласно указанному договору размер арендной платы составляет 27 000 рублей в месяц. В 2016 году согласно указанного договора на лицевой счет Духаниной H.В -- в счет оплаты арендной платы поступили денежные средства в сумме 102 193,54 рублей (-- - арендная плата за декабрь 2015 года и январь 2016 года в размере 54 000 рублей, -- - за февраль 2016 года в сумме 27 000 рублей, -- - за март 2016 года в сумме 21 193,54 рублей). Однако в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера по состоянию на -- Духаниной Н.В. указан доход в размере 18 342,00 рублей, что не соответствует действительности и противоречит требованиям статей 8, 12.1 Федерального закона 273-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
Выявленные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащей организации работы по противодействию коррупции, по профилактике коррупционных правонарушений.
В связи с чем, -- в адрес главы Сапроновского сельсовета внесено представление, которое рассмотрено --, в этот же день направлен пакет документов в адрес губернатора -- для принятия решения об осуществлении проверки сведений в отношении Духаниной Н.В. и решения вопроса о привлечении к юридической ответственности.
По результатам проверки, -- врио губернатора области в адрес председателя Сапроновского сельского Совета народных депутатов Корниенко С.Л.
Согласно указанному сообщению нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, нашли свое подтверждение, в связи с чем, предложено принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. меры юридической ответственности.
По результатам сессии Сапроновского сельского Совета народных депутатов от -- (выписка из протокола -- от --) решение по указанному вопросу не принято.
Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу действующего Федерального закона 273-ФЗ, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности, установленной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
-- просит суд признать бездействие Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Натальи Владимировны к юридической ответственности вследствие представления недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей незаконным; обязать Сапроновский сельский Совет народных депутатов -- принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
От административного ответчика - главы администрации Сапроновского сельсовета -- Корниенко С.Л. поступило письменное заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие в связи с болезнью, с административными исковыми требованиями прокурора согласен в полном объёме.
В соответствии со ст.23 Устава Сапроновского сельсовета, глава сельсовета является председателем сельского Совета – руководит, ведет заседания сельского Совета, подписывает решения представительного органа, несет ответственность за деятельность сельского Совета.
От заинтересованного лица со стороны административного ответчика Духаниной Н.В. поступило письменное заявление, согласно которому административные исковые требования прокурора -- признает, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора -- Мухаринов А.А. подтвердил доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить административные исковые требования в полном объёме.
Суд, выслушав мнение прокурора, полагавшего об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч.4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился с указанным административным иском в защиту неопределенного круга лиц – жителей --.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой -- была проведена проверка исполнения депутатами Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- обязанности законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки было установлено, что депутат Духанина Наталья Владимировна с -- является депутатом Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- шестого созыва. С 2012 года Духанина Н.В. осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В 2016 году она занималась реализацией продовольственных и промышленных товаров, а также передачей по договору субаренды нежилого помещения - гаража площадью 80 кв.м., расположенного в по адресу: пер. Торговый, --. Указанное нежилое помещение ею используется на основании договоров аренды нежилого производственного помещения от -- б/н, от -- б/н, от -- б/н, заключенных с -- потребительским обществом. Размер арендной платы согласно указанным договорам составляет 1000 рублей в месяц. Арендуемое помещение - гараж площадью 80 кв.м., расположенный по адресу: пер. Торговый, --, передано по договору субаренды от -- б/н ГБУ АО «Сапроновский СРЦН «Парусник надежды». Согласно указанному договору размер арендной платы составляет 27 000 рублей в месяц. В 2016 году согласно указанному договору на лицевой счет Духаниной H.В -- в счет оплаты арендной платы поступили денежные средства в сумме 102 193,54 рублей (-- - арендная плата за декабрь 2015 года и январь 2016 года в размере 54 000 рублей, -- - за февраль 2016 года в сумме 27 000 рублей, -- - за март 2016 года в сумме 21 193,54 рублей). Однако в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера по состоянию на -- Духаниной Н.В. указан доход в размере 18 342,00 рублей, что не соответствует действительности и противоречит требованиям статей 8, 12.1 Федерального закона 273-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
По результатам проведенной проверки, -- в адрес председателя Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с решением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение федерального законодательства.
Согласно информационному сообщению временно исполняющего обязанности губернатора -- в адрес председателя Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- от --, рекомендовано принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне меры юридической ответственности.
Из решения Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- (шестого созыва) б/н от -- об обращении временно исполняющего обязанности губернатора -- об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции следует, что принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Натальи Владимировны.
Согласно выписке из протокола сессии Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- от -- -- следует, что решение по вопросу применения меры юридической ответственности к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне, по итогам голосования не принято.
В связи с чем, прокурор -- обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просит признать бездействие Сапроновского сельского Совета народных депутатов в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. к юридической ответственности вследствие представления недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей незаконным; обязать Сапроновский сельский Совет народных депутатов -- принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
Федеральный закон от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (далее – ФЗ № 131-ФЗ).
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от -- № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 ФЗ № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 статьи 40 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от -- № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от -- № 273-ФЗ, ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от -- № 230-ФЗ, ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от -- № 79-ФЗ.
В соответствии с ч.4 ст. 12.1 ФЗ ---Ф3 лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 15 Федерального закона от -- № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от -- № 131-ФЗ все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.
Срок предоставления указанных сведений - ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, установлен Федеральным законом от -- № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а именно п. 3.1 ст.12, введенным Федеральным законом от -- № 329-ФЗ.
Подпунктами 1 и 2 части 4 статьи 4. -- от -- ---ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в --» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Форма «Справки о доходах» утверждена Указом Президента Российской Федерации от -- --.
В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ).
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ).
В настоящем судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- -- от --, утверждён Порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности Сапроновского сельсовета на постоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Решением Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- -- от --, утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Сапроновского сельсовета, и соблюдения ограничений лицами, замещающими муниципальные должности Сапроновского сельсовета.
Решением Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- -- от -- внесены изменения в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Сапроновского сельсовета, и соблюдения ограничений лицами, замещающими муниципальные должности Сапроновского сельсовета, в том числе п. 1 дополнен пунктами, «в» и «г», пункт 14 изложен в новой редакции, следующего содержания:
1) дополнить пункт 1 пунктами «в», «г» следующего содержания:
в) анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальные должности сельсовета, и лицами, замещающими муниципальные должности сельсовета, сведений о соблюдении лицами, замещающими муниципальные должности сельсовета к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими муниципальные должности сельсовета, ограничений при заключении ими после ухода с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;
г) соблюдения гражданами, замещавшими муниципальные должности сельсовета, ограничений при заключении ими после увольнения с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами»;
4) пункт 14 изложить в новой редакции:
«14. Уполномоченное лицо представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений: а) об отсутствии оснований для применения к лицам, замещающими муниципальные должности сельсовета мер юридической ответственности; б) о применении к лицами, замещающим муниципальные должности
сельсовета мер юридической ответственности; в) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Решением Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- -- от --, утверждено Положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты сведений, соблюдения ограничений депутатами Сапроновского сельского Совета народных депутатов.
Абзацем 2 пункта 12 статьи 27 Устава Сапроновского сельсовета, принятого решением Сапроновского сельского Совета народных депутатов от -- -- установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от -- № 273-ФЗ «о противодействии коррупции» и другими федеральными законами (статья 27 дополнена абзацем решения сельского Совета народных депутатов от -- --).
Решением избирательной комиссии муниципального образования Сапроновского сельсовета -- -- от -- на основании протоколов участковых избирательных комиссии и в соответствии со статьями 79 и -- от -- ---ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в --» избирательная комиссия муниципального образования Сапроновского сельсовета: утвердила протокол избирательной комиссии муниципального образования по проведению досрочных выборов депутатов Сапроновского сельского Совета народных депутатов шестого созыва об итогах голосования на досрочных выборах депутатов Сапроновского сельского Совета народных депутатов шестого созыва – --; выборы депутатов Сапроновского сельского Совета народных депутатов шестого созыва признаны состоявшимися и действительными; по итогам голосования избранными депутатами по итогам голосования по семимандатному избирательному округу принято считать кандидатов набравших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другими и кандидатами, в том числе депутатом избрана Духанина Наталья Владимировна, набравшая 139 голосов.
Согласно удостоверению -- Сапроновского сельского Совета народных депутатов, выданного главой Сапроновского сельсовета, Духанина Наталья Владимировна является депутатом сельского Совета народных депутатов шестого созыва.
Выпиской из Единого государственного реестра Индивидуальных предпринимателей по состоянию на -- подтверждается, что Духанина Наталья Владимировна с -- осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают, что в 2016 году Духанина Н.В. занималась предпринимательской деятельность и по договорам субаренды нежилых помещений – гаражей, в 2016 году получила доходы в сумме 102193,54 рублей с перечислением данных денежных средств на ее лицевой счет в банке. Однако данные доходы депутат Духанина Н.В. не отразила в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной в Сапроновский сельский Совет народных депутатов -- за отчётный период с -- по --. Сведениями о своих полученных доходах депутат Духанина Н.В. владела. Справку о доходах подписывала собственноручно. Возможность уточнить сведения о доходах у неё имелась.
На выявленное нарушение законодательства прокурором -- -- в адрес председателя Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с предложением принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение федерального законодательства.
Главой администрации Сапроновского сельсовета -- губернатору -- был направлен необходимый пакет документов для разъяснения о дальнейших действиях Сапроновского сельского Совета народных депутатов и о его полномочиях по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения федерального законодательства по представлению прокурора, так как в соответствии с Законом полномочия о принятии решения об осуществлении проверки сведений лицами, замещающими муниципальные должности, принимаются губернатором области.
Из ответа временно исполняющего обязанности губернатора -- В.А. Орлова в адрес председателя Сапроновского сельского Совета народных депутатов С.Л. Корниенко от -- следует, что в соответствии с требованиями п. 2 ч. 8 статьи 4.-- от -- ---ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в --» Сапроновскому сельскому Совету народных депутатов предложено принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. меры юридической ответственности. О результате рассмотрения указанной информации (с приложением соответствующего решения) просит сообщить в месячный срок со дня её поступления в Сапроновский сельский Совет народных депутатов.
Однако, согласно выписке из протокола сессии Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- (шестой созыв) от -- -- следует, что решение по вопросу применения меры юридической ответственности к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне, не принято (Итоги голосования о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. к мере юридической ответственности, из 8 присутствующих «за» проголосовала – 2, «против» - 4, «воздержались» - 2, решение – не принято.).
По результатам рассмотрения внесенного представления и информации Временно исполняющего обязанности губернатора --, в прокуратуру -- было направлено уведомление с приложением копии проекта решения Сапроновского сельского Совета народных депутатов б/н от -- «Об обращении временно исполняющего обязанности губернатора --» и выписки из протокола сессии Сапроновского сельского Совета народных депутатов (шестой созыв) от -- -- о том, что -- состоялась 13-я сессия Сапроновского сельского Совета народных депутатов, на которую был вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Духаниной Н.В. Однако в результате рассмотрения указанного вопроса, решение депутатами принято не было. В связи с тем, что депутатами решение не было принято, просят обратиться в суд для привлечения депутата Духаниной Н.В. к юридической ответственности.
Согласно п. 10 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40 ФЗ ---Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным законом, а также в иных случаях установленных ФЗ ---Ф3, и иными федеральными законами.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от -- № 273-ФЗ (далее - ФЗ ---Ф3) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 ФЗ № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Таким образом, судом установлено, что депутатом Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- Духаниной Н.В. допущено грубое нарушение требований ФЗ от -- № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при предоставлении сведений о своих доходах, полученных в качестве индивидуального предпринимателя за 2016 год, которое влечет досрочное прекращение полномочий депутата.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», а также вносить представление об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22), а именно, предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами. Вопреки позиции административного ответчика, прокурор, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес к делу, выражающийся в понуждении последнего к соблюдению закона, нарушение которого напрямую затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Поэтому при решении вопроса о применении к Духаниной Н.В. меры ответственности за указанное правонарушение, которое фактически выразилось в недостоверном предоставлении сведений о размере дохода, следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Н.В. к юридической ответственности вследствие представления недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является незаконным, поскольку последствия в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.
Кроме того, суд полагает необходимым возложить на Сапроновский сельский Совет народных депутатов -- принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов --, по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от -- «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора --, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Сапроновскому сельскому Совету народных депутатов -- о признании бездействия в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Натальи Владимировны к юридической ответственности незаконным и обязании принять решение о применении к депутату юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, удовлетворить.
Признать бездействие Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- в части непринятия решения о привлечении депутата Сапроновского сельского Совета народных депутатов Духаниной Натальи Владимировны к юридической ответственности вследствие представления недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, незаконным.
Обязать Сапроновский сельский Совет народных депутатов -- принять решение о применении к депутату Сапроновского сельского совета народных депутатов Духаниной Наталье Владимировне меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.--
Мотивированное решение изготовлено --