УИД- 05RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года <адрес>
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шихгереева Г.И.
при секретаре судебного заседания ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО14 (Курбанова – добрачная фамилия) ФИО6 к ФИО3 о расторжении брака и определении места жительства несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пирмагомедовой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ней по ее месту жительства, и взыскании с него алиментов на их содержание в размере 1/2 величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> для детей,
с участием: истца ФИО5 и ее представителя ФИО12 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ответчика ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась с иском к ФИО11 о расторжении брака, определении места жительства несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пирмагомедовой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ней по ее месту жительства, и взыскании с него алиментов на их содержание в размере 1/2 величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> для детей.
Иск ФИО5 мотивирован тем, что они с ДД.ММ.ГГГГ находятся в зарегистрированном браке, актовая запись №, от брака родились двое несовершеннолетних детей: сын-ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь -ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместная жизнь с ответчиком не сложилась, так как не сошлись характерами. Начиная с марта 2023 года брачные отношения между ними фактически прекращены и совместное хозяйство не ведется. Примирение и дальнейшую совместную жизнь и сохранение семьи считает невозможными. Указывает, что ответчик с расторжением брака согласен. Соглашение о разделе имущества, приобретенного в период брака и являющегося общей совместной собственностью супругов, между ними достигнуто.
По вопросам, касающимся воспитания, образования, содержания и места жительства детей, соглашения между мною и ответчиком не достигнуто, считает, что детям лучшим будет проживать совместно с ней, а не с ответчиком, как мать она может создать им наиболее благоприятные условия для их развития и воспитания. У нее замечательные отношения с детьми, которые очень привязаны к ней. Также она обладает достаточной жилой площадью для их проживания.
Соглашение с Ответчиком о размере алиментов и порядке их предоставления ими не достигнуто.
Ответчик отказывается добровольно платить алименты, никакой материальной помощи детям и ей не оказывает.
В настоящее время он работает в должности сторож в МКДОУ «Марагинский детский сад», получает заработную плату в размере около 16000 рублей. А также детские пособия в размере 26000 рублей, которые им с детьми не хватают. Других источников дохода не имеет. Её расходы на себя и на детей на питание, лекарства, одежду в месяц составляют более этих 42000 рублей.
Указывает, что ответчик в новом браке не состоит, детей, на которых он оплачивает алименты не имеет, нетрудоспособных родителей не содержит, а потому считает, что он должен выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей.
Определение размера алиментов в твердой денежной сумме обеспечит стабильность в содержании детей, позволит избежать затруднений при определении размера алиментов, подлежащих дальнейшей уплате, соблюдении принципа соразмерности получаемой детьми материальной помощи и возможностями плательщика алиментов.
Просит учесть ее семейное положение при решении вопроса о размере подлежащих уплате алиментов, малолетние дети находятся на ее иждивении.
Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетнего ребенка с родителей, должен быть определен исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Таким образом, оба родителя ребенка должны, в крайнем случае, нести хотя бы минимальные затраты на содержание ребенка.
Истица ФИО5 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что она в настоящее время проживает с детьми в <адрес>. У ответчика кроме детей от совестного с ней брака имеются еще двое детей от первого брака Камиль и Анжела, которые проживают с ним. После пояснений ответчика просила взыскать алименты в размере 1/3 части прожиточного минимума, то есть в уменьшенном размере.
Представитель истицы по доверенности ФИО12 в судебном заседании иск поддержал, просил брак расторгнуть, срок на примирение не определять, местом жительства детей определить с ее доверительницей, поскольку дети также хотят проживать с ней, а не с отцом, в последующем, после пояснений ответчика, заявил о взыскании алиментов на детей в твердой денежной сумме, взыскав на их содержание 1/3 величины прожиточного минимума, установленного для детей в <адрес>, на каждого. Просил детей не опрашивать, поскольку ответчик признал иск и согласился с требованием об определении детей с его доверительницей.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании иск признал, просил также расторгнут брак, согласился с требованием об определении места жительства детей с истицей, признав размер подлежащих взысканию с него алиментов примерно в размере (4-5 тыс. рублей на каждого) что эквивалентно 1/3 величины прожиточного минимума установленного для детей, работает слесарем в ЭГС <адрес>, получает заработную плату в размере 20-22 тыс. руб..
Выслушав истицу ее представителя, ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.21 СК РФ расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супруг общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных ст.19 СК РФ, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.
Судом установлено, что ФИО3 и ФИО14 (Курбанова – добрачная фамилия) ФИО6 вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ. От брака несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пирмагомедовой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как указывают стороны, фактические брачные отношения между ними прекращены с марта 2023 года, по причине несовместимости характеров и различия в мировоззрениях, в связи с чем, она не намерена возобновлять брачные отношения с ответчиком.
Стороны в судебном заседании настаивали на расторжении брака.
Суд приходит к выводу, что сохранить данную семью невозможно, так как стороны настаивают на расторжении брака и, кроме того, просят не устанавливать им срок для примирения, в связи с этим суд считает, что брак между ними следует расторгнуть.
Исковое требование ФИО5 об определении места жительства детей с ней по ее месту жительства также следует удовлетворить на основании следующего.
Положениями статьи38 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2).
В соответствии с частью 1 ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
В соответствии с частью 1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Как следует из положений ст. 8 СК РФ, защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 ( в ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" разъясняется, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Мать детей в момент обследования ее жилищно-бытовых условий проживала в съемном доме <адрес> Республики Дагестан, работала сторожем-кочегаром в детсаду «Радуга» в <адрес>, среднемесячная заработная плата составляла чуть больше 16 тыс. руб.
По месту жительства (<адрес>) ФИО5 характеризуется только положительно.
В судебном заседании истица пояснила, что она вместе с детьми переехала в <адрес>, проживает в съемной квартире, по <адрес>.
Несовершеннолетний ребенок ФИО1 обучался в МКОУ «Марагинская СОШ №» в 6 классе, а ФИО2 в 5 классе этого же образовательного учреждения.
Дети в настоящее время проживают с истицей по ее месту жительства.
Отец детей в настоящее время проживает по прежнему месту жительства в жилом доме принадлежащему его брату ФИО13 в <адрес> Республики Дагестан, совместно с двумя несовершеннолетними детьми от первого брака (сын Камиль – окончил 11 класс и дочь Анжела – окончила 9 класс «Марагинской СОШ №»).
Семейный кодекс РФ устанавливает, что местом жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Установлено, что соглашение между родителями несовершеннолетнего ребенка по поводу места жительства и воспитания ребенка не достигнуто, в связи с чем, стороны обратились в суд.
Имущественное положение сторон существенное значение для определения местом жительства детей с матерью, в данном случае не имеет.
При этом, суд также учитывает признание иска ответчиком в данной части, который пояснил, что он уверен, что дети однозначно хотят жить с матерью, с ним не разговаривают.
Вместе с тем, судом установлено, что ответчик не оказывает надлежащей материальной помощи на содержание детей, что является нарушением положений части 2 статьи38 КонституцииРФ и части 1 статьи80 СК РФ, в соответствии с которыми родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017г. № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов» разъясняет, что требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежит удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей, а также нуждаемости ребенка в алиментах.
Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителей (статья 81СК РФ) либо могут быть взысканы в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме в случаях, предусмотренныхстатьей 83СК РФ (пункт 18) и при определении размера алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителей суду следует исходить из положений пункта 1 статьи 81 СК РФ, согласно которому алименты подлежат взысканию с родителей ребенка ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей (пункт 19).
Суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии состатьей 81СК РФ) и в твердой денежной сумме, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон (пункт 1 статьи 83СК РФ) (пункт 21).
Согласно п.2 ст.83 Семейного кодекса РФ размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Истица и ее представитель в судебном заседании просили взыскать алименты в твердой денежной сумме, заявив согласие на размер алиментов в размере 1/3 величины прожиточного минимума в месяц на каждого ребенка, ответчик в данном размере оплачивать алименты согласился, и иск в данной части в измененном виде признал.
Поскольку стороны в судебном заседании сами согласовали сумму подлежащих взысканию с ответчика алиментов, суд полагает необходимым принять признание иска ответчиком. Взыскание алиментов в указанном размере обеспечит детям прежний уровень их обеспечения, будет отвечать их интересам и не ущемит интересы несовершеннолетних детей ответчика от первого брака.
Согласно части 2 статьи117 СК РФв целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, кратной величине прожиточного минимума, определенной для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной соответствующим субъектом Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в <адрес> на 2023 года », величина прожиточного минимума в РД на 2023 год установлена в размере для детей – 13066 руб.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание разъяснения п. 27 вышеуказанного постановления Пленума ВС РФ, суд считает, что на содержание несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пирмагомедовой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует взыскать алименты в размере 4355 рублей, что эквивалентно 1/3 величины прожиточного минимума, установленного на 2023 год для детей в <адрес>.
В силу пункта 2 статьи 107, пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, алименты присуждаются с момента обращения в суд, в связи с чем, суд считает необходимым присудить взыскание алиментов со дня предъявления иска в суд.
Согласно статье211Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со статьей103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании алиментов освобождаются от уплаты государственной пошлины, размер которой установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
Поэтому при удовлетворении иска о взыскании алиментов государственная пошлина взыскивается с ответчика в размере 150 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.21,65,66, 80,81,83 СК РФ, ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 (в измененном виде) удовлетворить полностью.
Брак между ФИО5 к ФИО3, зарегистрированный администрацией МО СП «сельсовет Марагинский» <адрес> РД, актовая запись №, расторгнуть.
Определить места жительства несовершеннолетних детей: Пирмагомедова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с матерью, по ее месту жительства.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на содержание несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4бековны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, алименты в размере 4 255 рублей, что эквивалентно 1/3 (одна треть) величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> для детей на 2023 год, ежемесячно, до достижения каждым ребенком совершеннолетия либо изменения семейного или материального положения сторон, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Алименты подлежат индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей, установленной в <адрес>.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета МО «<адрес>» Республики Дагестан 150 руб., государственной пошлины.
Решение суда о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Г.И. Шихгереев