УИД: 91RS0009-01-2021-003866-88
Дело № 2а-1999/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2021 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре Хайбердыевой Л.М.
с участием представителя административного истца Волохина А.С.
административного ответчика Черноштана П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Черноштану Петру Петровичу, заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым обратился в суд с административным исковым заявлением к Черноштану Петру Петровичу, заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Свои требования мотивирует тем, что на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым состоит в качестве плательщика страховых взносов Черноштан Петр Петрович. С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговые органы. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, не выплачивающие вознаграждений физическим лицам, в том числе адвокаты. Согласно сведениям, представленным в порядке п. 2 ст. 85 НК РФ, Черноштан П.П. с 30 мая 2014 года по 20 августа 2018 года занимался адвокатской деятельностью, форма осуществления адвокатской деятельности – адвокатский кабинет. С 20 августа 2018 года адвокатская деятельность Черноштаном П.П. приостановлена, указанная информация подтверждается сведениями из АИС «Налог-3». Ссылаясь на п. 7 ст. 431 НК РФ, административный истец указывает, что плательщики – адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которые приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Однако заявление об освобождении от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением адвокатской деятельности, от административного ответчика в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 не поступало. В установленные законодательством сроки Черноштаном П.П. не уплачены страховые взносы:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчётные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 01 января 2020 года – 31 декабря 2020 года), в связи с чем, возникла недоимка в размере № рублей;
- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчётные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 01 января 2020 года – 31 декабря 2020 года), в связи с чем, возникла недоимка в размере № рублей.
За неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов административному ответчику начислены пени: на обязательное пенсионное страхование - в размере № рублей, на обязательное медицинское страхование – в размере № рублей.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым было сформировано требование № 742 от 13 января 2021 года, которое 18 января 2021 года направлено Черноштану П.П. заказным письмом ФГУП «Почта России» и вручено ему 25 января 2021 года. Срок добровольного исполнения данного требования установлен до 08 июня 2021 года. Однако требование в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано.
14 июля 2021 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым обратилась в судебный участок № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Черноштана П.П. задолженности перед бюджетом в общей сумме № рублей, в том числе: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме № рублей и пени в сумме № рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме № рублей и пени в сумме № рублей. 21 июля 2021 года мировым судьей судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) был вынесен судебный приказ о взыскании с Черноштана П.П. вышеуказанной задолженности. 12 августа 2021 года определением мирового судьи судебный приказ от 21 июля 2021 года о взыскании с Черноштана П.П. задолженности был отменен.
Просит взыскать с административного ответчика Черноштана Петра Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в <адрес> СССР, ИНН №, паспорт серии № выдан МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного по адресу: <адрес> задолженность перед бюджетом в общей сумме № рублей, в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчётные периоды начиная с 01 января 2017 года (2020 год) в сумме № рублей, пени в сумме № рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за расчётные периоды начиная с 01 января 2017 года (2020 год) в сумме № рублей, пени в сумме № рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым Волохин А.С. заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым располагает информацией о том, что адвокатская деятельность Черноштаном П.П. была приостановлена с 20 августа 2018 года, указанные сведения отражаются в единой для налоговых органов АИС «Налог-3». Однако несмотря на приостановление профессиональной деятельности страховые взносы подлежали обязательному исчислению и уплате Черноштаном П.П., поскольку им не было представлено в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов с подтверждающими документами. На основании п. 7 ст. 430 НК РФ представление такого заявления в налоговый орган по месту учета является обязательным условием для освобождения адвоката от уплаты страховых взносов, в случае приостановления им адвокатской деятельности.
Административный ответчик Черноштан П.П. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что до 20 августа 2018 года он состоял в Адвокатской палате г. Севастополя и осуществлял свою деятельность только в г. Севастополе, так как по адресу: <адрес> был зарегистрирован его адвокатский кабинет. Заявления о постановке на учёт в Пенсионный фонд РК в г. Евпатории и МИФНС № 6 по РК им не подавались. По состоянию здоровья, в связи с перенесённым в августе 2016 года ишемическим инсультом, он в 2018 году подал в Адвокатскую палату г. Севастополя повторное заявление о приостановлении деятельности по болезни, о чём Адвокатская палата г. Севастополя уведомила налоговый орган в г. Севастополе. Указал, что в 2020 году, как и в настоящее время, он состоял на учете в Евпаторийском Центре занятости населения. Также осуществлял трудовую деятельность с частичной занятостью в Институте экономики и права АТиСО в г. Севастополе в должности старшего преподавателя, и за отчётные периоды с 2016 года по 2020 год его работодатель ИЭП ОУ ВП «АТиСО» (филиал в г. Севастополе) уплачивал за него, как работника, обязательные платежи. Адвокатом он не является, удостоверение им сдано.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются адвокаты.
Глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает случаи освобождения плательщиков страховых взносов от их уплаты, перечень которых является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Так, плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в п.п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2015 года № 1925-О, выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении государственной службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.) влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности.
Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, адвокаты действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности. Наличие у лица статуса адвоката не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих рисков и обязанностей, в том числе по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Данная обязанность возлагается на адвоката с календарного месяца, в котором ему выдано удостоверение адвоката, и до момента прекращения либо приостановления статуса адвоката, за исключением отдельных периодов, к числу которых отнесен и период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 63-ФЗ удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса адвоката, который подтверждается либо удостоверением, либо документом в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 63-ФЗ, и прекращается с момента его прекращения или приостановления.
Как следует из материалов дела, согласно учетным данным налогоплательщика – физического лица, административный ответчик Черноштан Петр Петрович состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым (л.д. 19).
Черноштан П.П. обратился в Совет Адвокатской палаты города Севастополя с заявлением от 13 августа 2018 года о приостановлении статуса адвоката, в связи с последствиями после перенесённого инсульта и невозможностью до восстановления осуществлять профессиональную деятельность (л.д. 79).
14 августа 2018 года Совет Адвокатской палаты города Севастополя принял решение о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П., на основании пп. 2 п.1. ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ, в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности, по личному заявлению адвоката, что подтверждается выпиской из протокола № 8/о/2018 заседания Совета Адвокатской палаты города Севастополя от 14 августа 2018 года (л.д. 78).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю издано распоряжение от 20 августа 2018 года № 59-р, в соответствии с которым сведения о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П. внесены в реестр адвокатов города Севастополя (л.д. 98 – оборотная сторона).
Адвокатской палатой города Севастополя 05 сентября 2018 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя было подано уведомление о приостановлении статуса адвоката Черноштан П.П. (л.д. 77).
В автоматизированной информационной системе «Налог-3» имеются сведения об адвокатской деятельности Черноштан П.П., из которых усматривается, что в отношении него было вынесено Решение от 14 августа 2018 года № 8/о/2018 о приостановлении статуса и Распоряжение от 20 августа 2018 года № 59-Р о внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката (л.д. 20).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым сформировано требование № 742 по состоянию на 13 января 2021 года об уплате Черноштан П.П. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также пеней в общей сумме № рублей (л.д. 21).
Согласно приказу № 68-к от 31 августа 2020 года, изданному директором Института экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе, Черноштан Петр Петрович с 31 августа 2020 года уволен с должности старшего преподавателя кафедры общеправовых дисциплин, в связи с прекращением срока действия трудового договора от 02 сентября 2019 года № 19-к (л.д. 49). Со 02 ноября 2020 года по настоящее время Черноштан П.П. состоит на регистрационном учете в Территориальном отделении ГКУ РУ «Центр занятости населения» в г. Евпатории в качестве безработного, что подтверждается справкой от 30 августа 2021 года № 205 (л.д. 48).
Таким образом, судом установлено, что с 20 августа 2018 года административным ответчиком Черноштаном П.П. приостановлена его адвокатская деятельность на основании пп. 2 п.1. ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ. С заявлением о приостановлении деятельности Черноштан П.П. обратился в Совет Адвокатской палаты города Севастополя, членом которой он являлся. Адвокатская палата города Севастополя в свою очередь уведомила Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о приостановлении статуса адвоката Черноштан П.П.
В соответствии с п. 2 ст. 85 НК адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Подпунктом «а» пункта 84 статьи 2 Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» законодателем в пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса внесены изменения. Так, ранее действовавшая редакция пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса предусматривала возможность освобождения адвокатов от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. С 1 января 2020 года исключена обязанность адвоката представлять в налоговый орган одновременно с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов подтверждающих документов, в целях реализации ими права на освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката. Необходимые для предоставления права на освобождение от уплаты страховых взносов сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов поступают в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации в рамках пункта 2 статьи 85 НК РФ.
На основании вышеизложенного, довод представителя административного истца о том, что Черноштан П.П. не может быть освобождён от уплаты страховых взносов за 2020 год, поскольку им не было представлено в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов с подтверждающими документами, представляется необоснованным и не имеющим под собой правовых оснований.
Ввиду того, что необходимые для предоставления права на освобождение от уплаты страховых взносов сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов поступают в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации в рамках пункта 2 статьи 85 НК РФ, непредставление Черноштаном П.П. в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов препятствием к принятию судом решения об отсутствии оснований для взыскания с Черноштана П.П. сумм страховых взносов за спорный период не является.
Кроме того, суд принимает во внимание то, что административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым располагала информацией о приостановлении адвокатской деятельности Черноштана П.П. с 20 августа 2018 года, поскольку данные сведения отображаются в АИС «Налог-3».
Согласно Приказу ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)» АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506. Как установлено в п. 5 данного Приказа Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются: а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы); б) организации, подведомственные ФНС России.
При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Черноштану Петру Петровичу, заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья А.И. Лантратова