САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-21676/2019 |
Судья: Петрова Н.Ю. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Головкиной Л.А. |
судей |
Бутковой Н.А., Подгорной Е.П. |
с участием прокурора при секретаре |
Андреевой Н.А. Мерцаловой Ю.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года по административному делу № 2а-9495/2019 по административному иску Песоцкого Ивана Витальевича к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги о признании незаконным и отмене решения от 13 июля 2019 года № 9-5 «Об отказе в регистрации Песоцкого Ивана Витальевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209», о признании незаконным и отмене решения от 15 июля 2019 года № 11-3 «О регистрации Песоцкого И. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209», обязать зарегистрировать кандидатом.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения представителя административного истца Песоцкого И.В. - Новикова А.В., представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги - Стригалева Б.Р., заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры – Андреевой Н.А., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Песоцкий И.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
- отменить решение Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги (далее ИКМО Коломяги) от 13 июля 2019 года № 9-5 «Об отказе в регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209»;
- обязать ИКМО Коломяги повторно рассмотреть вопрос о регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу;
- отменить решение ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года № 11-3 «О регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209».
В обоснование административного иска Песоцкий И.В. указал, что обратился в установленном законом порядке в ИКМО Коломяги с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209, предоставил все необходимые для регистрации документы и в установленные законом сроки, однако административным ответчиком по результатам рассмотрения заявления и представленных Песоцким И.В. документов принято решение от 13 июля 2019 года № 9-5 об отказе в регистрации.
Также административный истец указывает, что ИКМО Коломяги 15 июля 2019 года принято решение № 11-3, в соответствии с которым, решение от 13 июля 2019 года № 9-5 отменено и Песоцкий И.В, зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Оспариваемые решения по мнению административного истца не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года административный иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконным и отменил решение ИКМО Коломяги № 9-5 от 13 июля 2019 года об отказе в регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209 и решение ИКМО Коломяги № 11-3 от 15 июля 2019 года о регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209. Также суд возложил на ИКМО Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение районного суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушением норм материального права.
Представитель административного ответчика ИКМО МО Коломяги - Стригалев Б.Р. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца Песоцкого И.В. - Новиков А.В. в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Песоцкий И.В., представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования административного иска в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом представлены документы, подтверждающие указанное в заявлении о согласии баллотироваться место работы, в связи с чем, признал незаконным решение ИКМО Коломяги от 13 июля 2019 года № 9-5 об отказе Песоцкому И.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Удовлетворяя заявленные требования административного иска в части признании незаконным решения от 15 июля 2019 года № 11-3 о суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим избирательным законодательством не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию; б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Из материалов дела следует, что 29 июня 2019 года Песоцкий И.В. подал в ИКМО Коломяги заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу № 209, указав при этом, что основным местом его работы является Общество с ограниченной ответственностью «<...> современные технологии атмосфера» ИНН <...>, ОГРН <...>, должность – <...> (л.д.38-39).
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Песоцким И.В. представлена справка, выданная ООО «<...>», ИНН <...>, ОГРН <...>, в которой указано, что административный истец действительно работает в ООО «<...> технологии атмосфера», в должности <...> с <...> года по настоящее время. Справка удостоверена подписью генерального директора и печатью организации (л.д.52). Административному истцу ИКМО Коломяги выдано подтверждение в принятии указанных документов (л.д.32-33).
Решением ИКМО Коломяги от 13 июля 2019 года № 9-5 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги по основаниям, изложенным в подпунктах «в», «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», поскольку: в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Песоцким И.В. указано место работы ООО «<...>». Кандидатом в подтверждение указанных сведений предоставлена справка на бланке организации ESTA RUSSIA, подписанная генеральным директором Лебедевым С.И., не заверенная печатью организации по месту работы Песоцкого И.В., указанному в заявлении. Штамп организации ESTA RUSSIA, поставленный на подписи генерального директора не может рассматриваться как надлежащее заверение подписи (л.д.8).
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующее законодательство предусматривает возможность использования обществом с ограниченной ответственностью сокращенного наименования, наименования на иностранном языке, при этом наличие печати у общества с ограниченной ответственностью не является обязательным, при этом в избирательном законодательстве не содержится прямого указания на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения об основном месте работы либо роде занятий кандидата, в связи с чем, представленная кандидатом справка о месте работы и занимаемой должности, является допустимым и достаточным доказательством указанных сведений и решение ИКМО Коломяги от 13 июля 2019 года № 9-5 является незаконным.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия учитывает также и тот факт, что указанные в заявлении о согласии баллотироваться ИНН и ОГРН организации, в которой Песоцкий И.В. осуществляет трудовую деятельность, полностью совпадают с ИНН и ОГРН организации, указанной в справке.
Решением ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года № 11-3 отменено решение от 13 июля 2019 года № 9-5 об отказе в регистрации Песоцкого И.В, кандидатом в депутаты. Принято решение зарегистрировать Песоцкого И.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 209 (л.д.10).
Порядок оспаривания решений избирательных комиссий установлен статьей 75 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Поскольку ИКМО Коломяги не наделена правом на отмену своих решений, вывод суда первой инстанции о незаконности решения от 15 июля 2019 года № 11-3 является верным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты Судебной коллегией.
При таком положении Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: