Судья: Дворникова Т.Б. дело № 33-21206/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Боровой Е.А.
при секретаре Иванкович В.В.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2973/2019 по иску Тарабановского Александра Александровича к Министерству обороны Российской Федерации, 3 лица: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об индексации присужденных денежных сумм возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности, по апелляционной жалобе Тарабановского Александра Александровича на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Тарабановский А.А обратился в суд с заявлением об индексации присужденных ему денежных сумм в порядке ст.208 ГПК РФ и взыскании образовавшейся задолженности, указав в обоснование требований, что он является участником боевых действий на территории Чеченской Республики, получил вред здоровью, является инвалидом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы бессрочно, причина инвалидности военная травма. Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 ноября 2000 г., вступившим в законную силу, с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу взыскано в возмещение вреда здоровью ежемесячно по 2692,02 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Определением Зерноградского районного суда Ростовской области от 21.07.2010г. сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью проиндексирована и увеличена до 7235,43 руб. В настоящее время ему выплачивается ежемесячно в возмещение вреда здоровью 9 545,84 руб.
Ссылаясь на положения ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей индексацию сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, с учетом уровня инфляции, а также на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», истец полагает, что ему не доплачено 118 304,91 руб., поскольку ответчиком в добровольном порядке не произведена индексация сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2014 г. по 01.06.2019 г. с применением индекса инфляции, утвержденного Федеральными законами.
Истец просил суд взыскать с ответчика Министерства обороны РФ задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2014 г. по 01.06.2019 г. в сумме 118 304, 91 руб., увеличить размер ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью с 01.06.2019 г. до 12 732, 94 руб., с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года в удовлетворении иска Тарабановскому А.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Тарабановским А.А. подана апелляционная жалоба, в которой истец просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права. Апеллянт, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 26.12.2002 г. №17-П и от 20.10.2010 г. №18-П, указывает, что обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м»), влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы. Размеры установленных Федеральным законом от 07.11.2011г. №306-Ф3 ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 07.112011 г. №306-Ф3).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306Ф3 в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня его вступления в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено частями 9,10 и 13 статьи 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Апеллянт обращает внимание, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащих в связи с исполнением обязанностей военной службы являются длящимися и к ним подлежит применению механизм индексации, предусмотренный частью 16 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306-Ф3, с соблюдением положений о размере ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы, содержащихся в части 13 статьи 3 и части 2 статьи 5 указанного Федерального закона. При этом не исключается возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда при наличии основании и условий для такого возмещения.
Представителем ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, решения суда - без изменения.
В заседании суд апелляционной инстанции истец Тарабановский А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить, отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Дудин С.А., действующий на основании доверенности, и представитель третьего лица Военного комиссариата Ростовской области Вертелецкая Ю.Ю., действующая по доверенности, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица - Федерального казначейства Министерства финансов РФ, извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.105).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Тарабановский А.А. является инвалидом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы в связи с военной травмой, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. инвалидность установлена бессрочно (л.д.9). С 31.07.1996г. истец получает пенсию по инвалидности, что подтверждено копией удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.11).
Согласно удостоверению серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданному 04.03.2005г. Военным комиссариатом Ростовской области, Тарабановский А.А. имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.10).
Вступившим в законную силу решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 ноября 2000 г. с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Тарабановского А.А. ежемесячно, начиная с 01.07.2008г., взыскано возмещение вреда здоровью по 6379,33 руб. бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Определением Зерноградского районного суда Ростовской области от 21 июля 2010 года установлена сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью с 01.07.2010г. в размере 7235, 73 руб. бессрочно, с последующей индексацией в установленном законом порядке (л.д. 6-8).
04.08.2010г. Зерноградским районным судом Ростовской области выдан исполнительный лист о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Тарабановского А.А. ежемесячно в возмещение вреда здоровью, начиная с 01.07.2010г. по 7235, 43 руб. (л.д.12-15).
Судом установлено, что размер присужденного возмещения вреда здоровью индексировался ответчиком в соответствии с Федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
В настоящее время Тарабановскому А.А. выплачивается возмещение вреда здоровью в размере 9545,84 руб., что подтверждается выписками из лицевого счета истца (л.д. 16-28), справками от 09.12.2015 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 05.04.20418 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 30-31).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тарабановского А.А. об индексации присужденных сумм в соответствии со ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что судебные акты о взыскании ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью истца были приняты, когда отсутствовал надлежащий механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни. Согласно нормам действующего законодательства к правоотношениям по возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащих в связи с исполнением обязанностей военной службы, подлежит применению механизм индексации, предусмотренный ч.16 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306-ФЗ, с соблюдением положений о размере ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы, содержащихся в части 13 статьи 3 и части 2 статьи 5 указанного Федерального закона.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из материалов дела следует, что ежемесячные выплаты сумм возмещения вреда здоровью истца производятся на основании решения Зерноградского районного суда Ростовской области от 17.11.2000 г., определения Зерноградского районного суда Ростовской области от 21.07.2010 г., согласно исполнительному листу серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.07.2010 г. о взыскании денежных сумм в пользу Тарабановского А.А.
Как правильно установлено судом, на момент вынесения решения суда от 17.11.2000г. и определения суда от 21.07.2010г., возмещение военнослужащим вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, было возможно только на основании судебного акта, соответственно, суд устанавливал порядок индексации указанных выплат исходя из уровня инфляции и т.д., поскольку в законодательном порядке отсутствовал механизм выплат индексаций.
После принятия указанных судебных актов порядок индексации указанных выплат был установлен Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон от 07.11.2011г. №306-ФЗ), с учетом введенной частью 13 статьи 3 указанного закона нормы о праве инвалидов вследствие военной травмы на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда в твердой денежной сумме в зависимости от установленной группы инвалидности.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, инвалиду 2 группы в размере 7 000 рублей.
При этом размеры установленных Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306ФЗ ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, как определено частью 16 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306-ФЗ, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 26.01.2017г. №88 установлен коэффициент индексации с 01.02.2017г. - 1,054; постановлением Правительства РФ от 07.03.2018г. №238 установлен с 01.01.2018г. коэффициент индексации 1,04; постановлением Правительства РФ от 12.04.2019г. №435 установлен с 01.01.2019г. коэффициент индексации 1,043.
Частью 16 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306ФЗ закреплен порядок индексации размеров единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 данной статьи, и ежемесячных денежных компенсаций, установленных частями 9, 10 и 13 данной статьи. При закреплении данной меры антиинфляционной защиты, имеющей гарантийный характер, в качестве критерия индексации был избран уровень инфляции (потребительских цен), что, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который вправе определять критерии индексации как в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, так и с учетом показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации (Постановление от 19.06.2002 г. № 11-П, Определение от 04.10.2005 г. № 364-О).
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении» по смыслу пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» порядок увеличения выплачиваемых на содержание гражданина сумм, предусмотренный статьей 318 ГК РФ в редакции данного закона, с 01.06.2015г. подлежит применению ко всем соответствующим обязательствам независимо от даты их возникновения.
В пункте 36 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечено, что согласно статье 318 ГК РФ иной порядок увеличения суммы, выплачиваемой непосредственно на содержание гражданина, может быть предусмотрен законом. В частности, размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, на основании ч. ч. 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012 г., индексация ежемесячной денежной компенсации осуществляется в рамках публично-правового механизма исходя из действующего правового регулирования, то есть в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год и плановый период, а не в порядке ст. 208 ГПК Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня его вступления в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Денежная компенсация, которую получает инвалид НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы Тарабановский А.А., согласно реестру выплат Военного комиссариата Ростовской области за январь – август 2019 года составляет 9 545,84 руб. ежемесячно, тогда как ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалиду НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы вследствие военной травмы, установленная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ, с применением указанных выше коэффициентов индексации с 01.01.2019г. составляет 9 352,98 руб.
Поскольку получаемая Тарабановским А.А. на основании судебных постановлений сумма с учетом произведенной индексации превышает установленные Федеральным законом от 07.11.2011 г. №306-ФЗ суммы, законные основания для индексации ранее назначенных сумм в порядке ст. 208 ГПК Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку исходя из действующего правового регулирования, возмещение вреда, причиненного здоровью, должно осуществляться в рамках установленного публично-правового механизма. Дальнейшая индексация с учетом уровня инфляции сумм, выплачиваемых в счет возмещения вреда здоровью, установленных в постановлениях судов и превышающих размеры выплат, установленных в Федеральном законе от 07.11.2011г. №306-ФЗ, производиться не должна. Индексация таких выплат должна производиться только на основании Федерального закона. Данная позиция подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 41-КГ15-17.
Ссылка апеллянта на то, что не исключается возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда при наличии оснований и условий для такого возмещения, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае отсутствуют такие основания.
Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Статья 1084 ГК РФ предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. №18-П).
Из материалов дела следует, что травма Тарабановским А.А. была получена при исполнении обязанностей военной службы во время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, ответчик непосредственным причинителем вреда здоровью Тарабановского А.А. не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал, доказательств его вины в причинении вреда здоровью истца суду представлено не было.
При таких обстоятельствах исходя из действующего правового регулирования возмещение Тарабановскому А.А. вреда, причиненного его здоровью, должно осуществляться в рамках установленного публично-правового механизма на основании пункта 2 части 13 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяющие позицию истца, проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении суда, отвергнуты, как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарабановского Александра Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2019г.