Дело № 2-1572/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Пакшиной И.А.
с участием представителя истца Осокина Д.М.,
представителя ответчика Миклашевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Архангельского транспортного прокурора, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Мурманского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной в деятельности команды «Архангельская» Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» проверки исполнения требований законодательства о противодействии незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств установлены нарушения, выразившиеся в неприятии надлежащих мер по разработке и согласованию паспорта безопасности комнаты хранения оружия команды «Архангельская» Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», расположенной по адресу: <адрес>
Просил обязать ответчика разработать и согласовать паспорт безопасности комнаты хранения оружия команды «Архангельская», расположенной по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник Мурманского транспортного прокурора Осокин Д.М., действующий на основании задания Архангельской транспортной прокуратуры, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске, уточнил, что требования предъявлены к юридическому лицу.
Представитель ответчика Миклашевич Е.А., действующая на основании доверенности, выданной ФГУП «УВО Минтранса России», в судебном заседании пояснила, что в настоящее время Предприятием начаты работы по оформлению паспорта безопасности вышеуказанного объекта, возражений относительно указанного в иске срока выполнения необходимых действий не заявила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как следует из искового заявления, заявление прокурором подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с целью реализации мер по обеспечению обороны страны и ее безопасности, а также обеспечения защиты от вооруженных нападений, поскольку оружие, находящееся в комнате хранения оружия команды «Архангельская», если не будет надлежащим образом охраняться, может быть похищено и применено для совершения террористических актов, как на объекте, так и в целом на территории страны.
Федеральным законом Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 3.1. статьи 5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требования антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе в виде его предупреждения (профилактики). Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма (пункты 11, 12, 13 Концепции).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 1629-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, к которому относятся комнаты хранения оружия органов и организаций подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами.
Согласно пункту 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (в редакции от 14 октября 2016 года), данные требования определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
До принятия 03 июля 2016 года Федерального закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 и пункта 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанность, в том числе на договорной основе, охранять имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, возлагалась на полицию.
После 03 июля 2016 года в силу пункта 8 части 1 статьи 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» выполнение задачи по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охране имущества физических и юридических лиц по договорам стала возлагаться на войска национальной гвардии.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе, по охране на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущества граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 данного Указа, в том числе и по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 7 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 2324-р «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией» установлено, что обязательной охране полицией подлежат комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России.
Таким образом, комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами подлежат обязательной охране подразделениями войск национальной гвардии, являющихся правопреемниками органов внутренних дел. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 2324-р, является действующим.
Согласно пункту 4 Требований ответственность за проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов возлагается на должностных лиц органов (организаций) – правообладателей объектов, осуществляющих руководство деятельностью сотрудников (работников) таких органов (организаций) на объектах.
В соответствии с пунктами 13 - 16 Требований на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, подписывается членами комиссии, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) либо лицом, им уполномоченным.
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в 30-дневный срок со дня его разработки.
Судом установлено, что, согласно Уставу ответчика, ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» создано на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации», предметом деятельности Предприятия является деятельность, предусмотренная Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности от противоправных посягательств и получения прибыли.
27 декабря 2006 года, с учетом дополнительного соглашения № 18 от 25 ноября 2016 года, между ФГУП «УВО Минтранса России» (исполнителем) в лице директора Мурманского филиала и ОАО «Архангельский морской торговый порт» (заказчиком) заключен договор № 24 об оказании охранных услуг, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на объектах заказчика, в том числе погрузочно-разгрузочного района <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.1.6 указанного договора для исполнения обязанностей по договору исполнителю помимо прочего предоставлена комната для хранения оружия и боеприпасов к нему.
20 декабря 2016 года между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области» (исполнителем) и ФГУП «УВО Минтранса России» (заказчиком) заключен договор №, согласно которому комната хранения оружия, расположенная по адресу: <адрес>, оборудована комплексом технических средств охраны, подключенных к пульту централизованного наблюдения исполнителя.
05 июля 2016 года по результатам комиссионного обследования установлено, что комната хранения оружия команды «Архангельская» Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», расположенная по адресу: <адрес>, соответствует 2 категории, что согласуется с положениями пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272.
27 марта 2017 года комиссией в составе представителей Архангельского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», старшего инженера ООВИЭТСОИБ по городу Архангельску ФГКУ УФО ВНГ России по Архангельской области, старшего помощника Архангельского транспортного прокурора проведено обследование комнаты хранения оружия, расположенной по адресу: <адрес>, в результате которого выявлена необходимость, помимо прочего, провести категорирование комнаты хранения оружия и разработать паспорт безопасности объекта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (в редакции от 14 октября 2016 года).
Надлежащих доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком суду не представлено, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что необходимость наличия у ответчика как у лица, осуществляющего охранную деятельность, паспорта безопасности объекта предусмотрена нормами, закрепленными в действующем законодательстве, суд полагает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем действий, который необходимо выполнить ответчику, а также наличие временных затрат для устранения выявленных нарушений, в целях реального исполнения судебного акта суд приходит к выводу, что срок, заявленный прокурором для исполнения решения суда, - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - является обоснованным и достаточным. Возражений относительно указанного срока исполнения решения суда представителем ответчиком не заявлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать паспорт безопасности комнаты хранения оружия команды «Архангельская», расположенной по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в бюджет муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.С. Кузнецова