Решение от 05.04.2022 по делу № 3а-167/2022 (3а-577/2021;) от 15.12.2021

    РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

    5 апреля 2022 г.                                                                                          г.Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Мельничук О.В.,

    при секретаре Глебове А.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-167/2022 (3а-577/2021) по административному исковому заявлению ООО «Ефремовский химический завод» к ГУ ТО «Областное БТИ», правительства Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

    установил:

        ООО «Ефремовский химический завод» обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка <данные изъяты>.

    Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб., утвержденная актом <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности общества как налогоплательщика.

    С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в <данные изъяты>.

    В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.10.2021 составляет <данные изъяты> руб.

    На основании изложенного <данные изъяты> просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере, указанном в отчете <данные изъяты>.

        Представитель административного истца ООО «Ефремовский химический завод» по доверенности Басов И.Н.; представители административных ответчиков правительства Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ»; представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, администрации МО г.Ефремов в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

        Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

        Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

    Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Ефремовский химический завод» является собственником земельного участка <данные изъяты>.

    Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

    Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

    В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

        В силу подпункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

        При этом в силу частей 3, 5 цитируемой статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Постановлением правительства Тульской области от 18.09.2017 № 409 в целях проведения государственной кадастровой оценки на территории Тульской области, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Тульской области.

        Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области во исполнение ст.16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» передан в Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых были внесены изменения 07.10.2021, содержащий, в том числе сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером .

    Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с К№ определена по состоянию на 07.10.2021 на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты> и установлена в размере <данные изъяты> руб. Вышеуказанная кадастровая стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 21.10.2021 и применяется с 07.10.2021.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

    Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

    С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к <данные изъяты>.

    В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.10.2021 составляет <данные изъяты> руб.

    В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 07.10.2021, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>

        Согласно выводам, содержащимся в заключении <данные изъяты>, отчет об оценке <данные изъяты> соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.10.2021, определенная в названном отчете, подтверждается.

        Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

        О несогласии с указанным отчетом об оценке <данные изъяты>, заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости указанные лица не обращались.

        Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка - 07.10.2021, рыночная стоимость вышеназванного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

        С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета <данные изъяты> у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

        При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета <данные изъяты>, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд.

    решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.10.2021.

    ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ – ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-167/2022 (3а-577/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ефремовский химический завод"
Ответчики
ГУ ТО "Областное бюро технической инвентаризации"
Другие
Правительство Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Басов Игорь Николаевич
Администрация МО г.Ефремов
Суд
Тульский областной суд
Судья
Мельничук Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация административного искового заявления
15.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2022Предварительное судебное заседание
21.03.2022Производство по делу возобновлено
21.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее