70RS0003-01-2024-005448-16
Дело № 2-2776/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.07.2024 Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Копанчука Я.С.,
при секретаре Станиславенко Н.Н.,
с участием:
представителя истца прокурора Беляковой Д.С.,
представителя ответчика Липовкиной Д.В.,
помощник судьи Кипреев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района г.Томска, администрации Города Томска о возложении обязанности совершить действия,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Томска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Томска, администрации Города Томска, в котором просит обязать ответчиков не позднее восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить мероприятия по оборудованию входа в здание, расположенного по адресу: ..., специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, пользующихся креслами-колясками.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Томска была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры в администрации Октябрьского района г.Томска. В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 59.13330.2020 здание администрации Октябрьского района г.Томска, не оборудовано специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе, инвалидам, пользующихся креслами-колясками.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Белякова Д.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г.Томска Липовкина Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что при выделении денежных средств пандус будет установлен.
Представитель ответчика администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о судебном заседании был извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов»). Государственные гарантии, призванные обеспечить инвалидам равные с другими возможности, включают в себя, в том числе, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Согласно ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В силу ст. 16 Закона Томской области от 10.09.2003 №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» в целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам исполнительные органы Томской области в пределах своих полномочий:
осуществляют мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области, по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам;
взаимодействуют с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, общественными объединениями инвалидов, иными организациями по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам;
организуют обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области;
осуществляют оценку соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарат предусмотрены в СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.Как следует, из п. 4.4 СП 59.13330.2020 зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Согласно п. п. 1.4 Положения об администрации Октябрьского района г.Томска, утвержденного решение Думы г.Томска от 15.09.2005 №1000 (далее – Положение от 15.09.2005) администрация района является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за администрацией района на праве оперативного управления, имеет смету, лицевые счета, печать установленного образца со своим наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции.
Администрация района учреждена в форме муниципального казенного учреждения муниципального образования «Город Томск».
Из представления прокурора Октябрьского района г.Томска об устранении нарушений административного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов от 28.11.2023 следует, что вход в здание администрации Октябрьского района г.Томска исключает возможность доступа к данному объекту инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в виду того, что у входной группы отсутствует пандус.
В соответствии с п.1.5 Положения от 15.09.2005 выполнение администрацией района функций, установленных настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами, финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск», а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
В силу с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями, в том числе по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п. п. 2, 3 п. 3 этой же статьи БК РФ главный распорядитель средств муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.
В силу п. 1.5 Положения от 15.09.2005 выполнение администрацией района функций, установленных настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами, финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск», а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению доступа маломобильных групп населения в администрации Октябрьского района г.Томска является обязанностью не только администрации Октябрьского района г.Томска, но и администрации Города Томска.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц.
Защита нарушенных гражданских прав в силу ст. 11 ГК РФ осуществляется в судебном порядке.
В судебном заседании нашло свое подтверждение отсутствие беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями к образовательному учреждению, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении иска полностью.
Отсутствие финансирования для установления специального сооружения (пандуса) в администрации Октябрьского района г.Томска не влияет на обязанность ответчиков оборудовать вход в здание специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, пользующимся креслами-колясками.
В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должны быть совершены действия, суд учитывает, что оборудование здания администрации Октябрьского района г.Томска специальным сооружением требует значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем предложенный истцом срок, в течение которого решение должно быть исполнено, подлежит увеличению на один месяц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31.07.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.