Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«02» июня 2016 года <адрес>
Заводской районный суд в составе:
Председательствующего судьи Хизриева А.А.,
при секретаре ФИО2
с участием истца БаймурадоваДадашаАбдулрашидовича, представителя Министерства труда, занятости и социального развития ЧР ФИО3 по доверенности сроком действия до 31 декабря 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БаймурадоваДадашаАбдулрашидовича к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратился в суд с иском к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>», с иском о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда его здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности. Истец просит признать право на перерасчет сумм возмещения вреда причиненного его здоровью в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с учетом его заработка. Взыскать в его пользу с Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за счет казны РФ задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 480 856 (четыре миллиона четыреста восемьдесят тысяч восемьсот пятьдесят шесть) рублей.
Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячно выплачивать ему, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью в размере 48 259 (сорок восемь тысяч двести пятьдесят девять) рублей;
Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячную сумму возмещения вреда индексировать в дальнейшем, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В обосновании исковых требований истец указал, что в период с 26.07.1986г. по 22.11.1986г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения в составе в/части №.
Инвалидность 2-ой группы впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ с потерей трудоспособности 70% связанная с аварией на ЧАЭС, с учетом времени получения «увечья», даты установления инвалидности и нормативных актов, определяющих размер возмещения по случаю утраты трудоспособности, с 01.04.1998г. должны были выплачивать возмещение вреда здоровью, причиненного утратой трудоспособности рассчитанное из его фактического заработка.
Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС серии Б № было выдано ДД.ММ.ГГГГ
С марта 2011 года Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики ФИО5 назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в фиксированном размере.
Однако, Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, сформировано в 2000 году, а работу по назначению и выплате возмещения вреда здоровью начало только с 2002 года. Выдача удостоверения серии Б № БаймурадовуДадашуАбдулрашидовичу неоднократно откладывалось по независящим от него причинам. В связи, с чем выплаты не производились.
В судебном заседании ФИО5 поддержал исковые требования и пояснил что, в соответствии со ст. 14 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции Федерального Закона № 179-ФЗ от 24.11.1995г., вступивший в силу со ДД.ММ.ГГГГ, ему, начиная с момента признания его инвалидом и получения удостоверения, признанного инвалидом, должна была быть гарантирована выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью. При этом пояснил суду, что учитывая вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, и невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности исходя из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и, соответственно, от уровня их заработной платы. В связи, с чем возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. И тот факт, что задержка во времени выплаты государственного долга по возмещению вреда, нанесенного здоровью чернобыльцев, фактически означает снижение надлежащего уровня и условий жизни, "отсрочку" необходимого лечения больных и инвалидов - чернобыльцев в течение длительного периода, что имеет для них необратимые последствия. Ответчик, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), надлежаще извещенный о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей не явки суд не известил.
Представитель Министерства труда, занятости и социального развития ЧР ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что назначение и выплата ФИО5 возмещения вреда произведено правильно, в соответствии с действующим законодательством.
Требования истца о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности с применением индексов потребительских цен не соответствует нормам действующего законодательства и постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Право на перерасчет от заработка после ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, так как норма закона, позволявшая производить такой перерасчет с указанной даты утратила силу. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность исчисления суммы в возмещение вреда из среднемесячного заработка, так как данная норма, ранее содержавшаяся в пункте 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15. 05.1991 г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» законодателем изъята из данного закона и юридически не существует, что не может быть правовой основой для принятия судом решения о расчете после ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не найдено оснований для признания неконституционным изъятия из названного закона нормы об исчислении суммы возмещения вреда из заработка ранее назначенных сумм возмещения вреда на основании изъятой после ДД.ММ.ГГГГ из Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» нормы. В названном постановлении Конституционного Суда РФ речь идет только о сохранении ранее назначенных (до ДД.ММ.ГГГГ) сумм в возмещение вреда, в том числе исчисленных из чернобыльского заработка. Целью этого сохранения является недопущение снижения уровня сумм возмещения вреда здоровью, установленных до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с недействующей в настоящее время редакцией.
Исследовав материалы дела, выслушав выступления сторон в судебных прениях, суд находит исковые требования ФИО5 подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Участие БаймурадоваДадашаАбдулрашидовича в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.07. 1986г. по 22.11.1986г., подтверждается военным билетом серии НД № выданным <адрес> военным комиссариатом ЧИАССР от 10.05.1978г.
Удостоверением инвалида вследствие аварии на ЧАЭС серии Б № выданным Министерством труда, занятости и социального развития ЧР от ДД.ММ.ГГГГ
Инвалидность впервые установлена 30.03.1998г. по 2-й группе с потерей трудоспособности 70% в связи с «Заболеванием полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», подтверждается выпиской из акта освидетельствования серии ВТЭ-299 № сроком до 1-го апреля 1999 года.
Повторно дата последующего переосвидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность 2-ой группы, справка серии МСЭ-2001 № сроком до 01. 06. 2002г. с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Повторно дата переосвидетельствования – 15.07.2002г., инвалидность 3-й группы, справка серии МСЭ-2001 №, сроком до 01.08.2007г., с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Повторно дата последующего переосвидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно, справка серии МСЭ-2006 № с указанием причины инвалидности «Заболевание получено при ликвидации последствий аварии ЧАЭС», группа инвалидности 2-ая.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) на рабочих и служащих, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, распространяются компенсации и льготы, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона.
Следовательно, право на получение возмещения вреда, причиненного здоровью, у истца возникло с момента установления ему инвалидности по правилам статьи 14 Федерального Закона.
На день установления инвалидности действовал пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ). Согласно указанной редакции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется, исходя из условного месячного заработка, без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Применение указанной нормы, действовавшей на день установления инвалидности редакции представителем ответчика не оспаривается.Возражения ответчика, заключающиеся в том, что возможность расчета возмещения вреда из среднемесячного заработка исключается, так как норма, содержащаяся в пункте 25 части первой статьи 14 Закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ законодателем изъята из данного закона и юридически не существует с ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельными, не учитывающими конкретные обстоятельства по делу.
Общеизвестным является тот факт, что с начала 90-х годов деятельность государственных органов и организаций на территории Чеченской Республики была приостановлена, с 1994 до 2001 года проходили боевые действия, что объективно исключило возможность истца на реализацию своих прав на получение компенсации возмещения вреда в связи с наступившей инвалидностью.Из объяснений представителя ответчика, усматривается, что деятельность Министерства, связанная с выплатой компенсаций чернобыльцам была начата только с января 2002 года.
При таких данных суд приходит к выводу, что требования истца являются требованиями о правильном расчете сумм возмещения вреда. Верховный Суд РФ в определении судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ (дело №-В07-48) указал следующее: «разрешая спор об индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 2002 года по 2004 год, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «о внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которому придана обратная сила, размеры выплат гражданам ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, а поэтому требования истца об индексации указанных сумм с 2002 года пропорционально росту прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации удовлетворению не подлежат».Однако, произведенная индексация с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, основана на неправильном толковании норм материального права и противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, где указано, что при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции РФ), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Так, суду следовало сопоставить размеры, подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума субъекта Российской Федерации. В том случае, когда при рассмотрении дела будет установлено, что применение нового критерия индексации (уровня инфляции) компенсационных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), то надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.Исходя из смысла указанного определения Верховного Суда РФ, возражения ответчика направлены на ухудшение правового положения истца по сравнению с другими гражданами. Базовый закон от ДД.ММ.ГГГГ не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшим сумм возмещения вреда, причиненного его здоровью вследствие аварии на ЧАЭС и эта задолженность образовалась не по вине истца. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3-го ноября 2006 года №-О к требованиям о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на ЧАЭС, абзац 4 ст. 208 ГК РФ не применяется.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, о взыскании единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 480 856 (четыре миллиона четыреста восемьдесят тысяч восемьсот пятьдесят шесть) рублей и выплате с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью в размере 48 259 (сорок восемь тысяч двести пятьдесят девять) рублей.
При расчете ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью взят заработок истца за период его работы в ГКО «Чеченагропромстрой» подтверждающийся трудовым договором № от 1996 года и справкой о заработной плате за 1997 год.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом произведен расчет ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью, следующим образом:
Среднемесячный заработок, исчисленный за 12 последних месяцев работы, составил:
4 700 300 + 6 870 000 + 5 870 000 + 6 580 000 + 4 870 000 + 6 440 000 + 4 960 000 + 4 940 000 + 4 980 000 + 6 840 000 + 4 750 000 + 4 980 000 = 66 780 300 : 12 = 5 5650 25 : 1000 = 5565 х 70% = 3 896
С 01.04.1998г. по 01.04.1999г. 3 896 х 12 мес. = 46 752
С 01.07.00г. по 31.12.00г. 3 896 х 1.581 = 6 160
С 01.06.01г. по 31.12.01г. 6 160 х 1.515 = 9 332 х 7 = 65 324
С 01.01.02г. по 31.05.02г. 9 332 х 1.26 = 11 758 х 5 = 58 790
5565 х 50% = 2 783 х 1.581 х 1.515 х 1.26 = 8 399
С 01.08.02г. по 31.12.02г. 8 399 х 4 = 33 596
С 01.01.03г. по 31.12.03г. 8 399 х 1.2 = 10 079 х 12 = 120 948
С 01.01.04г. по 31.12.04г. 10 079 х 1.35 = 13 607 х 12 = 163 284
С 01.01.05г. по 31.12.05г. 13 607 х 1.11 = 15 104 х 12 = 181 248
С 01.01.06г. по 31.12.06г. 15 104 х 1.09 = 16 463 х 12 = 197 556
С 01.01.07г. по 01.08.07г. 16 463 х 1.08 = 17 780 х 7 = 124 460
5565 х 70% = 3 896 х 1.581 х 1.515 х 1.26 х 1.2 х 1.35 х 1.11 х 1.09 х 1.08 =
24 890
С 01.08.07г. по 31.12.07г. 24 890 х 5 = 124 450
С 01.01.08г. по 31.12.08г. 24 890 х 1.105 = 27 503 х 12 = 330 036
С 01.01.09г. по 31.12.09г. 27 503 х 1.13 = 31 078 х 12 = 372 936
С 01.01.10г. по 31.12.10г. 31 078 х 1.1 = 34 186 х 12 = 410 232
С 01.01.11г. по 31.12.11г. 34 186 х 1.065 = 36 408 х 12 = 436 896
С 01.01.12г. по 31.12.12г. 36 408 х 1.06 = 38 592 х 12 = 463 104
С 01.01.13г. по 31.12.13г. 38 592 х 1.055 = 40 715 х 12 = 488 580
С 01.01.14г. по 31.12.14г. 40 715 х 1.05 = 42 751 х 12 = 513 012
С 01.01.15г. по 31.12.15г. 42 751 х 1.055 = 45 102 х 12 = 541 224
С 01.01.16г. по 01.07.16г. 45 102 х 1.07 = 48 259 х 6 = 289 554
Итого: 46 752 + 65 324 + 58 790 + 33 596 + 120 948 + 163 284 + 181 248 + 197 556 + 124 460 + 124 450 + 330 036 + 372 936 + 410 232 + 436 896 + 463 104 + 488 580 + 513 012 + 541 224 + 289 554 = 4 961 982
Итого: 4 961 982 руб.
Всего за указанный период выплачено 481 126 руб.
4 961 982 – 481 126 = 4 480 856 руб.
Единовременная задолженность составляет – 4 480 856 руб.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – 48 259 руб.
В соответствии с частью первой ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судом установлено, что истец является инвали<адрес>-й группы бессрочно, страдает язвенной болезнью желудка, дуоденит, панкреатит тяжелой степени, находится на «Д» учете в поликлинике по месту жительства в связи с данным диагнозом нуждается в постоянном наблюдении и лечении.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат полностью удовлетворению. В соответствии с п.19 части первой ст. 333.36 НК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд.
Р Е Ш И Л :
Взыскать в пользу БаймурадоваДадашаАбдулрашидовича с Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за счет казны РФ задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 480 856 (четыре миллиона четыреста восемьдесят тысяч восемьсот пятьдесят шесть) рублей.
Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячно выплачивать начиная с 1-го июля 2016 года сумму возмещения вреда здоровью в размере 48 259 (сорок восемь тысяч двести пятьдесят девять) рублей;
Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячную сумму возмещения вреда индексировать в дальнейшем, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании представленных суду документов медицинского характера о состоянии здоровья ФИО5 в соответствии со ст.212 ГПК РФ привести решение суда в немедленное исполнение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение 30 дней со дня его вынесения, через Заводской районный суд ЧР.
Председательствующий: А.А. Хизриев