Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Никоноровой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2776\2017 по административному иску Жарикова К. Р. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области, Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недействительными постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, признании недоимки безнадежной к взысканию, прекращении исполнительного производства,
Установил:
Жариков К.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области, Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недействительными постановления от 20.08.2013г. № 06002090071457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в размере 20 224,75 руб.; постановления от 25.07.2014г. № 06002090065464 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в размере 40 209,16 руб., признании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам безнадежной к взысканию; прекратить исполнительное производство и разблокировать денежные средства истца в банке на сумму 21 640,48 руб., взыскать расходы по госпошлине в размере 300 руб.
Административный иск мотивирован тем, что оспариваемые постановления не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, нарушают его права и законные интересы, поскольку административным ответчиком не выносилось решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя; более того, у пенсионного органа имелась информация о наличии открытого на имя истца ИП Жарикова К.А. счета в банке. Сроки давности взыскания недоимок за 2012г. и 2013г. истекли. С момента регистрации и до момента снятия с учета 22.06.2015г. истец не осуществлял какой-либо предпринимательской деятельности в качестве ИП, не получал доходов, сдавал в налоговый орган «нулевую» декларацию. 30.08.2017г. при проверке баланса банковской карты им было обнаружено блокирование судебным приставом-исполнителем Королевой К.В. денежных средств в сумме 21 640,48 руб.
В судебном заседании административный истец Жариков К.Р. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика- ГУ-Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области по доверенности Калинина Т.В. иск не признала.
Представитель административного ответчика- Инспекции ФНС РФ по г.Клин в судебное заседание не явился, извещен.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Клинского РОСП УФССП России по Московской области Королева К.В. против иска возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон административного спора, заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель Жариков К.Р. состоял на учете в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области. С 22 июня 2015 года он утратил статус индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (здесь и далее - Федеральный закон N 212-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2017г., а также статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ к числу плательщиков страховых взносов относятся индивидуальные предприниматели как производящие, так и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы за расчетный период в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно ч. 3 ст. 16 того же Закона сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает обязанность страхователя выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный Фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы; в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 20 Закона).
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Закона).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 /руб/, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 /руб/, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 3 статьи 20).
Таким образом, как следует из положений статей 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, пенсионные органы наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке, а именно: путем направления для исполнения в службу судебных приставов при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии у пенсионного органа информации о наличии у данного плательщика страховых взносов открытых счетов в банках.
18 марта 2013 года административным ответчиком ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области в адрес ИП Жарикова К.Р. вынесено требование № 060 020 13 ТН 10162083 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафам на общую сумму 20 224,75 руб., которое направлено Жарикову К.Р. заказной почтой ( реестр заказных писем № 264 от 30 апреля 2013 года).
В связи с неоплатой требования 20 августа 2013 года ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области вынесено постановление № 06002090071457 о взыскании с ИП Жарикова К.Р. страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на общую сумму 20 224,75 руб. и направлено заказной почтой 23 августа 2013 года).
12 марта 2014 года ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области вынесено требование № 060 020 14 ТН 0180228, в котором указано на необходимость уплаты Жариковым К.Р. недоимки по страховым взносам, пени, штрафам на общую сумму 40 209,16 руб. Требование направлено в адрес истца заказной почтой 20 марта 2014 года, реестр № 210).
В связи с неоплатой требования 25 июля 2014 года ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области вынесено постановление № 06002090065464 о взыскании с ИП Жарикова К.Р. страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на общую сумму 40 209,16 руб. и направлено заказной почтой 06 августа 2014 года, реестр № 674).
Порядок расчета и размер недоимки за 2012 и 2013г.г. Жариковым К.Р. при разбирательстве настоящего административного дела не оспаривались. Сведений об актуальных расчетных счетах ИП Жарикова К.Р. у ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области на момент вынесения постановлений не имелось.
Постановления № 06002090071457 от 20 августа 2013 года и № 06002090065464 от 25 июля 2014 года направлены в Клинский РОСП УФССП России по Московской области для принудительного исполнения.
По постановлению № 06002090071457 от 20 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем Клинского РОСП возбуждено исполнительное производство /номер/.
По постановлению № 06002090065464 от 25 июля 2014 года возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что оспариваемые постановления № 06002090071457 от 20 августа 2013 года и № 06002090065464 от 25 июля 2014 года вынесены компетентным органом с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ, в течение срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Постановление соответствует требованиям статьи 20 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Закона о страховых взносах в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 /руб/, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 /руб/, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Таким образом, пенсионный орган обязан по факту выявления недоимки принимать соответствующие меры к ее принудительному взысканию, в том числе выносить постановления и направлять их в службу судебных приставов.
Действия ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области по вынесению данных постановлений не противоречат закону.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как было указано выше, порядок расчета и размер недоимки по страховым взносам за 2012-2013г.г. Жариковым К.Р. не оспаривается; двойного взыскания (путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках и путем взыскания недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества плательщика взносов) за один и тот же период не установлено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ Жариков К.Р., имея статус индивидуального предпринимателя, являлся страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы, в том числе, в пенсионные органы, однако, возложенные на него обязанности административный истец должным образом не исполнял, в связи с чем территориальным органом Пенсионного фонда РФ правомерно было принято решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов.
То обстоятельство, что административный истец с момента регистрации ИП не вел предпринимательскую деятельность и не получал доход от нее, несостоятельны, поскольку федеральный законодатель не ставит уплату страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 23.09.2010 г. N 1189-О-О и от 12.05.2005 г. N 211-О). При этом процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер.
В части требований о признании недоимки безнадежной к взысканию, суд отмечает следующее.
Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Согласно статье 2 Постановления от 17 октября 2009 года N 820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года N 820.
Названной статьей 1 предусмотрены в частности случаи: принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням
и штрафам (пункт "г"); вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт "е").
Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.
Между тем, материалами дела подтверждено, что спорная задолженность до настоящего времени числится за административным истцом. ГУ-УПФР № 23 по г.Москве и Московской области своевременно предприняты меры к взысканию задолженности. Исполнительные документы до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, пенсионным органом приняты как ненормативные акты, представляющие собой часть процедуры по взысканию задолженности (требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств), так и исполнительные документы (постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов), на основании которых производится взыскание задолженности в принудительном порядке.
Таким образом, ни одно из перечисленных в Постановлении от 17 октября 2009 года N 820 обстоятельств в рамках настоящего дела не наступило, в связи с чем спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию.
Основания для прекращения исполнительного производства перечислены в ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Так, в силу ст.43 ч.2 п.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Таким образом, прекращение исполнительного производства по указанному в ст.43 ч.2 п.5 Федерального закона является компетенцией судебного пристава-исполнителя. Такого постановления судебным приставом-исполнителем не выносилось.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного иска Жарикова К.Р. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области, Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недействительными постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, признании недоимки безнадежной к взысканию не имеется. Требования о прекращении исполнительного производства, как производные от перечисленных требований, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175, ст.227 КАС РФ, суд
Решил
В удовлетворении административного иска Жарикова К. Р. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области, Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недействительными постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, признании недоимки безнадежной к взысканию, прекращении исполнительного производства отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.