Дело № 2-4884/2022
УИД 24RS0041-01-2021-004712-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Вологжине А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованиями (с учетом уточнений) к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу осуществить очистку лесного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенного на территории лесного фонда в квартале 35 выдел 15 Курагинское сельское участковое лесничество колхоз «40 лет Октября» участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество», имеющего площадь 8461,74 кв.м., с координатами размещения: точка Х
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Курагинского района Красноярского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории лесного фонда в квартале 35 выдел 15 Курагинское сельское участковое лесничество колхоз «40 лет Октября» участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество» расположена несанкционированная свалка бытового мусора, площадь 8461,74 кв.м., граничащая с лесными насаждениями.
Указывая, что земельный участок, на котором расположена свалка, относится к категории земель лесного фонда, право аренды на земельный участок отсутствует, прокурор полагает, что ответчиком не соблюдены требования природоохранного законодательства в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Конюхова А.А. исковые требования поддержала по указанным в них основаниям с учетом уточнений.
Представитель ответчика, представители 3-х лиц: администрация Черемшанского сельсовета, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. От представителя ответчика Топоевой Т.В. поступило письменное возражение на исковое заявление.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Статьей 3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 14.06.1998г. № 89-ФЗ определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, а именно, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
На основании статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты объектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
На основании пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, действующих с 01.01.2021г., запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство, в том числе, основывается на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечения охраны и защиты лесов, использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений в случае возникновения лесных пожаров. Неисполнение требований лесного законодательства нарушают принцип рационального использования лесов, препятствуют сохранению его полезной функции, что является недопустимым.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой Курагинского района Красноярского края проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории лесного фонда в квартале 35 выдел 15 Курагинское сельское участковое лесничество колхоз «40 лет Октября» участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество» расположена несанкционированная свалка отходов производства потребления, площадь 8461,74 кв.м, граничащая с лесными насаждениями, с координатами размещения: Х
Данное обстоятельство подтверждено также актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 09.09.2022г.-12.09.2022г., проведенной совместно страшим помощником прокурора Великих Л.Г., заместителем руководителя КГБУ «Курагинское лесничество» Лесниковым К.П., главным специалистом-государственным инспектором министерства Экологии и рационального природопользования Красноярского края Путинцевым А.П. с выездом на место. К акту приложены фототаблицы.
Также материалами проверки подтверждено и не оспаривается стороной ответчика, что указанный земельный участок относятся к категории земель лесного фонда, на участке допускаются виды разрешенного использования в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничества.
В соответствии с п.1.1, 3.3, 3.12, 3.33, 3.61 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 374-П, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений на территории Красноярского края. Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, осуществление на землях лесного фонда государственного лесного надзора (лесной охраны), осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса;
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства Красноярского края по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, при этом право аренды на земельный участок отсутствует, и учитывая, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Красноярского края отнесено к полномочиям Министерства лесного хозяйства, суд считает необходимым возложить на указанный орган государственной власти Красноярского края обязанность осуществить очистку лесного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенного на территории лесного фонда в квартале 35 выдел 15 Курагинское сельское участковое лесничество колхоз «40 лет Октября» участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество», имеющего площадь 8461,74 кв.м., с координатами размещения: Х
Доводы представителя ответчика, изложенные в возрождении, о том, что обязанность по уборке несанкционированной свалки должна быть возложена Рослесхоз, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, а также факт расположения несанкционированной свалки на землях государственной собственности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении ответчику месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности -удовлетворить.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу осуществить очистку лесного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенного на территории лесного фонда в квартале 35 выдел 15 Курагинское сельское участковое лесничество колхоз «40 лет Октября» участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество», имеющего площадь 8461,74 кв.м., с координатами размещения: Х
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2022г.