Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя Госжилинспекции Камчатского края ФИО8,
истцов ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО5,
представителей ответчика ФИО9,
ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Камчатского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО «Камчатскэнерго» (после переименования – ПАО «Камчатскэнерго») о признании незаконными действий по переходу на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского»,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция Камчатского края (далее – Госжилинспеция) обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) в защиту граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10 к ОАО «Камчатскэнерго» (после переименования – ПАО «Камчатскэнерго») о признании незаконными действий по переходу на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», возложении обязанности заключить договор электроснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».
В обоснование исковых требований истец указал, что случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям, прямо предусмотрены жилищным законодательством, а именно, в случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом либо в случае соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме. На основании обращений граждан, проживающих на территории г. Петропавловска-Камчатского: ФИО1 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>), ФИО10 (<адрес>), ФИО11 (<адрес>), ФИО12 (<адрес>), ФИО13 (<адрес>), ФИО14 (<адрес>), ФИО15 (<адрес>), о необоснованном увеличении размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии на ОДН в отношении ответчика проведены внеплановые проверки деятельности ресурсоснабжающей организации. В ходе проведения проверок установлено, что указанные многоквартирные дома находятся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», которое является для собственников помещений в указанных многоквартирных домах исполнителем по поставке коммунальных услуг, в том числе, электроэнергии. В силу действующего законодательства обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на ОДН с потребителей, проживающих в вышеперечисленных многоквартирных домах, а также по направлению в их адрес платежных документов в указанной части, возложена на управляющую компанию, как исполнителя коммунальных услуг. Решение по вопросу о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, минуя исполнителя, как и решение об изменении способа управления многоквартирными жилыми домами, собственниками указанных многоквартирных домов не принимались. Однако, в нарушение действующего законодательства, ресурсоснабжающая организация ОАО «Камчатскэнерго» с марта 2015 года выставляет гражданам квитанции на оплату коммунальных услуг в виде электроэнергии на ОДН, минуя управляющую организацию ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», которая является исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений в указанных многоквартирных домах. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Камчатскэнерго» и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» заключен договор электроснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям № и договор оказания услуг №.475. В соответствии с условиями договора №, ресурсоснабжающая организация взяла на себя обязательство обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, исполнителю для целей оказания собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на ОДН, а также для компенсации потерь электроэнергии в сетях, находящихся в введении исполнителя, а исполнитель (управляющая компания) обязался своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии; договором установлено, что оплата осуществляется путем уступки исполнителем ресурсоснабжающей организации в полном объеме своих прав на получение денежных средств с потребителей. Исходя из условий договора, оплата за потребленные коммунальные услуги по электроэнергии, в том числе и ОДН, собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», производили непосредственно на расчетный счет ОАО «Камчатскэнерго», исполнитель коммунальных услуг в лице ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» какого-либо отношения к вышеуказанным расчетам не имел. Вместе с тем, в связи с имеющейся задолженностью ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» перед ОАО «Камчатскэнерго» в размере 39297402 руб. 44 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик направил в адрес ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об одностороннем отказе от исполнения договора № с ДД.ММ.ГГГГ в отношении 879 многоквартирных жилых домов, входящих в перечень объектов энергопотребления. Полагал, что действия ответчика, направленные на расторжение договора № в одностороннем порядке, являются незаконными, поскольку в указанных выше Основных положениях речь идет о возможности в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом потребителем (покупателем) обязательств по оплате за потребленные коммунальные услуги (в данном случае, электроэнергии). Исходя из договора №, ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» является исполнителем коммунальной услуги по электроэнергии для собственников помещений в многоквартирных домах, а потребителем являются собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», в связи с чем, в отношении исполнителя коммунальной услуги не может быть расторгнут договор в одностороннем порядке. Полагал, что в результате незаконных действий ответчика по переходу на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», существенно нарушены конституционные права заявителей, обратившихся в Госжилинспекцию, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу № в части требования о возложении обязанности заключить договор электроснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», а также в части требований Государственной жилищной инспекции Камчатского края в интересах ФИО10 к ОАО «Камчатскэнерго» о признании незаконными действий по переходу на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» прекращено.
Представитель Государственной жилищной инспекции Камчатского края – ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала с учетом уточнения.
Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в Госжилинспецию обратилась по поводу завышенного ОДН. Сообщила, что решения о способе управления домом другой управляющей компанией собственниками названных многоквартирных домов не принималось.
Истец ФИО4 о времени и месте судебного заседания извещен, участия в судебном заседании не принимал.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является вместе с братом собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. 50 лет Октября, <адрес>, в квартире у него установлен индивидуальный прибор учета, полагал, что ответчиком ОДН начислено необоснованно.
Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, полагал, что ответчик должен пересчитать ОДН.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, у нее в квартире установлен индивидуальный прибор учета, в счетах на оплату всегда указывался фиксированный ОДН, полагала, что ответчиком должен быть произведен перерасчет.
Ответчик ПАО «Камчатскэнерго» о времени и месте судебного заседания извещен, для участия в судебном заседании направил своих представителей. В отзыве на исковое заявление представитель по доверенности ФИО16 полагал, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Камчатскэнерго» и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» был заключен договор электроснабжения № для предоставления коммунальных услуг потребителям. Руководствуясь положениями п. 3 ст. 450 ГК РФ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора с 24 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время заключенного между ПАО «Камчатскэнерго» и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» и действующего договора электроснабжения нет. Полагал, что из системного и совокупного анализа законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса в виде электроснабжения, следует, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Поскольку договорных отношений между ПАО «Камчатскэнерго» и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» нет, то в силу прямого указания закона договорные отношения возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах. И до начала предоставления коммунальной услуги в виде электроснабжения, в данном случае, управляющей компании, ресурсоснабжающая организация вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, предоставленную потребителю и электрическую энергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Также полагал, что ссылка истца в части применения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ является несостоятельной.
Представитель ответчика ПАО «Камчатскэнерго» – ФИО16, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что в связи ненадлежащим исполнением условий договора электроснабжения и образованием задолженности в адрес ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» направлено уведомление о расторжении договора электроснабжения, после чего были согласованы акты сверок. С ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Камчатскэнерго» стало выставлять гражданам квитанции по оплате электроэнергии напрямую.
Представитель ответчика ПАО «Камчатскэнерго» – ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что ОДН – это величина не постоянная, имеется отдельная норма в законодательстве, предусматривающая выставление ОДН. ОДН рассчитывается по определенной формуле, исходя из показаний приборов общедомового учета и объема потребленной электроэнергии. Сообщил, что ресурсоснабжающая организация выставляла ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» счет-фактуру на определенный объем энергии, ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» уступило право на требование этих денежных средств. С вопросом по перерасчету ОДН собственники к ответчику не обращались. Все заявления материальных истцов направлены на вопрос правильности расчета, но никак не связано с уведомлением о выставлении квитанций за услугу предоставления электроэнергии жильцам дома.
Третье лицо ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» о времени и месте судебного заседания извещено, для участия в судебном заседании своего представителя не направило. В отзыве на исковое заявление представитель по доверенности ФИО17 полагала, что исковые требования к ПАО «Камчатскэнерго» являются необоснованными. Указала, что в связи с расторжением договора о приобретении коммунального ресурса по инициативе ПАО «Камчатскэнерго», управляющая компания прекратила предоставление соответствующих коммунальных услуг с момента расторжения договора, а ресурсоснабжающая организация приступила к предоставлению потребителям соответствующей коммунальной услуги, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация, в соответствии с требованиями Правил №, приобрела права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, в том числе, обязанность осуществлять расчет размера платы и право требовать от потребителей внесения платы в полном объеме, в том числе, и ОДН.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственника, так и для нанимателя жилого помещения в многоквартирных домах, включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании положений ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил №, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство, действующее в период возникновения спорных правоотношений, не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В силу пункта 44 Правил № распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО5 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; право собственности ФИО4 на указанную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.
ФИО1 является собственником ? доли в праве долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. 50 лет Октября, <адрес>; право собственности ФИО1 на указанную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно справке ГУП «Камчатское краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, зарегистрировано за ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>; право собственности ФИО2 на указанную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.
Указанные дома находятся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенными в соответствии с решениями общих собраний собственников жилых (нежилых) помещений, а именно: жилой <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ДУ-13 с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №; жилой <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ДУ-10 с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №; жилой <адрес> по пр. 50 лет Октября на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ДУ-10; жилой <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ДУ-10; жилой <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ДУ-10.
Таким образом, собственники жилых помещений реализовали свое право выбора способа управления многоквартирными домами, приняв решение о заключении договоров управления с управляющей организацией ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Согласно Приложению № к указанным договорам управления, общедомовые приборы учета электрической энергии установлены в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в иных в спорных многоквартирных домах не установлены.
Пунктом 4.1 перечисленных выше договоров управления установлено, что собственник производит оплату в рамках договора, в том числе, за коммунальные услуги в виде электроснабжения.
Для исполнения целей договоров управления в части предоставления коммунальной услуги в виде электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, среди прочих, собственникам перечисленных выше помещений, использования на общедомовые нужды, компенсации потерь электроэнергии в сетях, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Камчатскэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» (Исполнитель коммунальной услуги, Исполнитель) заключен договор электроснабжения №, по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательство в течение срока действия настоящего договора осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, Исполнителю, а Исполнитель обязался своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии на условиях, определенных настоящим договором.
Согласно п. 11.1 договора № договор вступает в законную силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, действует с ДД.ММ.ГГГГ, считается продленным на каждый следующий календарный год на тех же условиях, если за три месяца до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении или изменении.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Камчатскэнерго», руководствуясь п. 53 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, направило в адрес ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» уведомление об одностороннем отказе с 24 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ от исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что управляющей организацией ненадлежащим образом исполняются обязательства по внесению платы по договору, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность управляющей организации перед ОАО «Камчатскэнерго» составила 39297402 руб. 44 коп., что соответствует 22 расчетным периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно ресурсоснабжающая организация сообщила, что для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей управляющей организации с момента отказа от исполнения договора ОАО «Камчатскэнерго» принимает их на обслуживание.
Согласно проведенной сверке взаиморасчетов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» перед ОАО «Камчатскэнерго» составляла 36479691 руб. 12 коп.
Из имеющихся в материалах дела платежных документов следует, что с марта 2015 года ресурсоснабжающая организация ОАО «Камчатскэнерго» перешла на прямые расчеты с населением, выставив ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО2 квитанции на оплату электроэнергии за март 2015 года, в том числе, по ОДН, что послужило поводом обращения указанных граждан в Госжилинспекцию с заявлениями провести проверку по факту излишне начисленного ОДН.
Также, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в прокуратуру с просьбой разобраться в законности выставления счетов гражданам ресурсоснабжающей организацией по оплате электроэнергии, включая в них оплату ОДН.
Из приведенных выше норм следует, что законодательство, действующее на момент спорных правоотношений, не допускало возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации – ОАО «Камчатскэнерго», равно как и факта принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, не установлено.
Следовательно, ОАО «Камчатскэнерго» производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в отсутствие правовых оснований.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что организационно-правовая форма ОАО «Камчатскэнерго» приведена в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, изменена на публичное акционерное общество. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, полное наименование юридического лица – публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго», сокращенное наименование – ПАО «Камчатскэнерго» (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668).
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконными действия ОАО «Камчатскэнерго» (после переименования – ПАО «Камчатскэнерго») по переходу с ДД.ММ.ГГГГ на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», расположенных в г. Петропавловск-Камчатском по адресу: пр. 50 лет Октября, <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решая вопрос об обоснованности исковых требований о признании незаконными действий ОАО «Камчатскэнерго» по переходу с ДД.ММ.ГГГГ на прямые расчеты с собственниками и нанимателями иных жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», предъявленных Госжилинспекцией к ОАО «Камчатскэнерго», суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.
По смыслу вышеприведенных норм, Государственная жилищная инспекция Камчатского края может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только по требованиям, указанным в ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, а в защиту прав, свобод и законных интересов конкретных собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений – только по их обращению.
Поскольку собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов в г. Петропавловске-Камчатском, расположенных по адресам: пр. 50 лет Октября, <адрес>, возможно индивидуализировать (определить), обращений граждан о защите их прав, свобод и законных интересов, проживающих в иных жилых помещениях, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», материалы дела не содержат, суд полагает, что требования о признании незаконными действий ПАО «Камчатскэнерго» по переходу с ДД.ММ.ГГГГ на прямые расчеты с собственниками и нанимателями иных жилых помещений многоквартирных являются необоснованными, в связи с чем, в их удовлетворении надлежит отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов от уплаты государственной пошлины освобождены.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера, размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 руб.
Принимая во внимание, что исковое заявление подано органом государственного надзора в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в интересах граждан ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО2, возмещению ответчиком подлежит в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственная пошлина в размере 1500 руб. (300 * 5).
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Государственной жилищной инспекции Камчатского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ПАО «Камчатскэнерго» по переходу с ДД.ММ.ГГГГ на прямые расчеты с собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», расположенных в г. Петропавловск-Камчатском по адресу: пр. 50 лет Октября, <адрес>.
В удовлетворении требований Государственной жилищной инспекции Камчатского края о признании незаконными действий ПАО «Камчатскэнерго» по переходу с ДД.ММ.ГГГГ на прямые расчеты с собственниками и нанимателями иных жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», отказать.
Взыскать с ПАО «Камчатскэнерго» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 1500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.В. Барышева
Оригинал решения находится в материалах дела
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края №.