УИД 02RS0001-01-2021-006813-07 Дело № 2-1758/2021
Категория 2.026
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Тыпаевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева В.А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев В.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Исковые требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывался он в <данные изъяты> детском доме, с 1994 г. по 1998 г. обучался и воспитывался в Школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> с 01.09.1998 г. по 28.06.2002 г. обучался в <данные изъяты> педагогическом колледже, с 2002 г. по 2004 г. проходил службу <данные изъяты> по призыву, далее по 2005 год служил по контракту. В 2005 году он обращался в Администрацию <адрес> по вопросу очередности получения жилого помещения, на что получил ответ о том, что он не состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, тогда он обратился в администрацию города с заявлением о постановке на указанный учет, предоставив полный пакет документов. С 2007 г. по 2009 г. находился <данные изъяты> В 2021 году обратился в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако распоряжением № от 22.06.2021 г. ему было в этом отказано, поскольку он достиг возраста 23 лет.
Определением суда от 17.08.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай.
Истец Алексеев В.А. и его представитель Алейников Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства экономического развития Республики Алтай и третьих лиц Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Алексеев В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В его актовую запись о рождении в качестве отца вписан А. в качестве матери – А. Вместе с тем Алексеев В.А. в судебном заседании объяснил, что родителей он никогда не видел и ничего о них не знает, он был оставлен матерью, считается сиротой.
Так, из справки Средней полной общеобразовательной школы-интернат для детей-сирот от 30.07.1998г. № следует, что Алексеев В.А. является сиротой, так как он был оставлен матерью, находился в детской больнице. Решением Горно-Алтайского городского Совета народных депутатов от 28.04.1983 г. № определен в Дом ребенка. До поступления в школу-интернат воспитывался в <данные изъяты> детском доме.
Согласно справке КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> от 13.04.2021 г. № Алексеев В.А. в период с 1994 г. по 1998 г. обучался и воспитывался в данной школе.
Из архивной справки БПОУ РА «<данные изъяты> педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ № Алексеев В.А. в период с 01.09.1998 г. по 28.06.2002 г. обучался в Горно<данные изъяты> педагогическом колледже по очной форме обучения, по окончании обучения выдан диплом <данные изъяты> № от 28.06.2002 г. В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий поставлен не был.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).
Исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что Алексеев В.А. достиг возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения настоящего дела ему исполнилось полых 39 лет.
Из ответов Администрации <адрес> от 02.09.2021 г., КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от 03.09.2021 г. следует, что Алексеев В.А. по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до 2021 года не обращался, в соответствующем списке не значится, документов не имеется.
Как установлено судом, в июне 2021 года Алексеев В.А. обратился в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако распоряжением Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай № от 22.06.2021 г. ему в этом было отказано по причине достижения 23-летнего возраста.
Истцом в силу положения ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательство тому, что он в период времени с 10 июня 2000 года (по достижении им возраста 18 лет) по 10 июня 2005 года (по достижении им возраста 23 лет) обращался с письменным заявлением в соответствующие органы местного самоуправления (орган опеки и попечительства) для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Алексеев В.А. также не представил суду доказательства уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Как установлено судом, в возрасте с 18 до 23 лет у Алексеева В.А. отсутствовали объективные причины, препятствующие ему обращения с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В судебном заседании Алексеев В.А. объяснил, что не обращался с заявлением о постановке на данный учет в связи с незнанием о данном праве. Однако данная позиция истца не согласуется с общеправовым принципом презумпции знания закона. Правовая неосведомленность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия, а также исполнения 23 лет, до обращения с настоящим иском в суд, не может является уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке на указанный учет.
Поскольку в предусмотренный законом срок до достижения 23-летнего возраста Алексеев В.А. не принимал мер к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд считает исковые требования Алексеева В.А. не подлежащими удовлетворению.
Доводы Алексеева В.А. о том, что он в 2005 году обращался в Администрацию <адрес> с заявление о постановке на соответствующий учет с предоставление полного пакета документов, суд находит бездоказательными, поскольку Администрация <адрес> в ответе на запрос суда от 02.09.2021 г. данное обстоятельство не подтвердила.
Иных доказательств, подтверждающих факт обращения в администрацию города в 2005 году, стороной истца суду не предоставлено.
Тот факт, что Алексеев В.А. в период с 2007 года по 2009 год отбывал наказание <данные изъяты>, правового значения по делу не имеет, поскольку в данный период его возраст уже превышал 23 лет. Кроме того, само по себе нахождение <данные изъяты> не препятствовало Алексееву В.А. обратиться с заявлением в уполномоченный орган с заявлением о постановке на соответствующий учет.
Пунктами 2, 3 4 (подпункт «г») Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением от 04.04.2019 г. № 397 (далее по тексту – Правила № 397) предусмотрено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В список включаются, в том числе, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают также лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Действительно, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Вместе с тем на 01 января 2013 года Алексеев В.А. утратил право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, поскольку на эту дату ему было полных 30 лет, тем самым он утратил право на получение гарантий, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, так как эти гарантии распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
После утверждения Правительством Российской Федерации Правил № 397 Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Аналогичная правовая позиция содержится и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года.
Таким образом, в отношении указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, необходимо в каждом конкретном случае выяснять причины, по которым указанные лица не были поставлены на учет.
Как указано выше, по рассматриваемому делу в отношении Алексеева В.А. судом не установлено уважительных причин необращения с заявлением о включении в список детей-сирот на получение жилья до достижения им возраста 23 лет.
Доводы стороны истца о бездействии органа опеки и попечительства и образовательных организаций относительно того, что он не был поставлен на учет в возрасте до 18 лет, в рассматриваемом случае применительно к установленным обстоятельствам не могут повлечь удовлетворение исковых требований, поскольку, во-первых, само по себе не обращение указанных организаций по вопросу постановки истца на соответствующий учет не свидетельствует о их бездействии, во-вторых, у истца имелась возможность в период с 18 до 23 лет самостоятельно реализовать это право, чего сделано не было.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Алексеева В.А. о постановке на учет и обеспечении его жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как данное право утрачено им по достижению 23-летнего возраста.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Алексееву В.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года