Решение по делу № 2а-4803/2021 от 30.08.2021

УИД: 04RS0-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» сентября 2021 г.                                                                                         <адрес>

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Орлова А.С., при секретаре Цыденовой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермакова С. Л., Жубрина С. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России об оспаривании действий по содержанию в надлежащих условиях,

УСТАНОВИЛ:

Ермаков С.Л. и Жубрин С.В., отбывающие наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, обратились в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200000,00 руб. на каждого истца.

В обоснование требований указано, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> они содержаться, отбывая наказание в виде лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно по настоящее время. За весь период содержания их в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> отсутствует горячее водоснабжение, что не соответствует предъявляемым к содержанию осужденных требованиям. Из-за отсутствия горячей воды административным истцам трудно мыть посуду после приема пищи, поддерживать гигиену тела, холодная вода сводит руки, плохо отмывает посуду, а голову вообще мыть невозможно, в связи с чем испытывают боль и страдания, вынуждены мучиться.

Определением суда в качестве соответчика привлечено УФСИН России по <адрес>.

В судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административные истцы Ермаков С.Л. и Жубрин С.В. требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске.

Представители ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчиков по доверенностям Рунова Е.В. направила письменные возражения, согласно которым исковые требования не признала, не отрицала, что горячее водоснабжение отсутствует в учреждении на протяжении всего периода отбывания Ермакова С.Л. и Жубрина Е.В., при этом нормативными актами не предусмотрена обязанность учреждения обеспечения осужденных горячей водой в камере, при вводе в эксплуатацию здания учреждения соответствовало строительным нормам. Здание, в том числе камеры осужденных, оборудованы водопроводом горячего водоснабжения с присоединением по открытой схеме, однако в <адрес> отсутствует горячее водоснабжение, в самом учреждении горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых, при помывке административные истцы пользуются горячей водой, для стирки постельных принадлежностей и нательного белья имеется прачечная. Отсутствие горячего водоснабжения не связано с бездействием административных ответчиков.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административных истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 ст.227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представляющего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (пп.«б» п.2 ч.7 ст. 227.1 КАС РФ).

Согласно ч.1,2 ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы т отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КПАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со ст.99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч.3 ст.101 УИК РФ).

Согласно пп.1 п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания согласно ст.1 вышеуказанного закона биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Статьей 9 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания пп.6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В силу п.19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Судом установлено, что административные истцы Ермаков С.Л. и Жубрин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно отбывают наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в виде лишения свободы.

В камерах, где отбывают наказание осужденные горячее водоснабжение отсутствует, что не оспаривается сторонами.

Согласно представленному административными ответчиками отзыву на данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа только в отдельных помещениях, т.к. в <адрес> централизованное горячее водоснабжение отсутствует.

Из разъяснений, приведенных п.2,13,14 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении находящихся в местах принудительного содержания» следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

В силу ч.2,3 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

На основании Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ , введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Соблюдение требований санитарии и гигиены является обязанностью не только для осужденных, но и для работников системы исполнения наказаний России.

Требования соблюдения санитарно-гигиенических норм, определяющих критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания человека, призваны устранить угрозу жизни и здоровью людей, а также возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу п.15 «Минимальных стандартов Правил обращения с заключенными « (приняты в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в непосредственном месте содержания (камере) Ермакова С.Л. и Жубрина С.В. соответственно ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> отсутствовало и отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением условий их содержания в исправительном учреждении, следовательно, требования административных истцов в данной части подлежат удовлетворению.

Отсутствие горячего водоснабжения в камерах административных истцов Ермакова С.Л. и Жубрина С.В. связано с нерабочим состоянием котельной, которая должна обеспечивать горячее водоснабжение ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>. При наличии технической возможности подачи горячей воды в камеры, административными ответчиками допустимые и разумно возможные способы обеспечения горячей водой заключенного (в том числе нагрев в целях гигиены воды для передачи в камеру, покидать которую не предусмотрено режимом содержания) за исключением двух раз в неделю в целях мытья, не применяются, что с позиции вышеприведенных норм международного и национального права в комплексном их анализе не может считаться основанием для вывода о надлежащем и достаточном обеспечении возможности личной гигиены заключенного.

В связи с данными обстоятельствами судом установлено незаконное бездействие административного ответчика по обеспечению горячим водоснабжением административного истца в объемах, достаточных для соблюдения личной гигиены ежедневно, из чего следует его обязанность устранить выявленное нарушение, а также напрямую следует основание для взыскания в пользу административных истцов компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

При определении размера компенсации на ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из принципов разумности и справедливости. Учитывая, что административным ответчиком принимались меры к обеспечению горячего водоснабжения корпуса, в котором содержатся административные истцы, в учреждении обеспечено альтернативное горячее водоснабжение электрическими нагревателями в отдельных помещениях (душевых), которым пользуются административные истцы в целях соблюдения личной гигиены, принимая во внимание характер допущенного нарушения, период, в который административные истцы не были обеспечены горячим водоснабжением в непосредственном месте их содержания (в камерах), с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения настоящего решения – ДД.ММ.ГГГГ, суд считает справедливой и достаточной компенсацию в размере 30000,00 руб. в пользу каждого из административных истцов.

Компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации.

В данной части решение в силу ч.9 ст.227.1 КАС РФ подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227.1, 289, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ермакова С. Л., Жубрина С. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России об оспаривании действий по содержанию в надлежащих условиях удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, выразившееся в необеспечении Ермакова С. Л., Жубрина С. В. горячим водоснабжением в непосредственном месте содержания осужденных.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России в пользу Ермакова С. Л. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30000,00 руб.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России в пользу Жубрина С. В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30000,00 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ермакова С. Л., Жубрина С. В. отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                 А.С. Орлов

2а-4803/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Жубрин Сергей Валерьевич
Ермаков Станислав Леонидович
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
УФСИН России по Хабаровскому краю
ФСИН России
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Орлов А.С.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Подготовка дела (собеседование)
13.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
27.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее