Решение по делу № 2а-2586/2020 от 15.06.2020

Дело № 2а-2586/20

                                                                                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                   25 августа 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

        в составе:

    председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

    при секретаре                 Аксенцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ИФНС России № 7 по Смоленской области к Фролову Виталию Владимировичу о взыскании недоимки и пени

установил:

ИФНС России № 7 по Смоленской области обратилось в суд с иском о взыскании с Фролова В.В. недоимки по уплате пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 104 руб. 23 коп., за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31 551 руб. 38 коп., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 57 руб. 05 коп. (период начисления ДД.ММ.ГГГГ); недоимке по уплате пени по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 66 коп. и 3 512 руб. 58 коп., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 руб. 03 коп. Просит восстановить срок пропущенный срок для взыскания, ссылаясь на большой объем работы.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п.1 ст. 95 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.286 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.286 КАС РФ).

    В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. (п.4 п. 4 ст. 397 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч.1 ст.402 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ (ст.404 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст.406 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ст.409 НК РФ в редакции, действовавшей до введения Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 409 НК РФ).

        Положением о налоге на имущество физических лиц на территории города Смоленска, утв. Решением Смоленского городского Совета от 31.10.2014 года № 1217, названное имущество также отнесено к объектам налогообложения.

Пунктом Положения … определены налоговые ставки, которые определяются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных на территории города Смоленска, и вида объекта налогообложения.

Срок уплаты налога определен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.7).

С 2016 года срок уплаты налога Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ в связи с внесением изменений в ст. 409 Н К РФ и решением Смоленского городского Совета от 25.03.2016 года № 109 изменен и определен в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ (ч.1 ст.387, ч.1 ст.388, ч.1 ст.393, ч.3 ст.396) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).

Согласно ч.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При этом к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ, ч.10 ст.48 НК РФ).

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено по делу, что в период ДД.ММ.ГГГГ Фролов В.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>А; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, санаторий им. Пржевальского; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (по ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> г. <адрес>ю 93,4 кв.м. и 46,3 кв.м. соответственно (по ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>ю 91.1 кв.м. (с ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>-В по пр-ту Гагарина г. <адрес>ю 106,5 кв.м.; жилого <адрес> площадью 300,6 кв.м.; нежилого помещения площадью 1028,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>до ДД.ММ.ГГГГ). л.д. 48-55.

Налоговой службой произведено исчисление подлежащего уплате:

- ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в сумме 15 113 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 111 671 руб. и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в указанном размере в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в сумме 15 092 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 129 388 руб. и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в указанном размере в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в сумме 14 246 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 123 583 руб. и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в указанном размере в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-30);

В связи с тем, что уплата    ответчиком не произведена несвоевременно налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц; пени по налогу на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ в сумме 104 руб. 22 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12320 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15165 руб. 84 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 065 руб. 52 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 04 коп., ДД.ММ.ГГГГ в сумме    665 руб. 35 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 287 руб. 08 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1229 руб. 22 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 330 руб. 92 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-29).

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом направлено требование об уплате недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц; пени по налогу на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 руб. 88 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26 руб. 69 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26 руб. 46 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (а всего 57 руб. 03 коп.); пени по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ в сумме 56 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 16 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 16 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 15 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (а всего в сумме 07 руб. 03 коп.) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-37).

Данные требования Фроловым В.В. исполнены не были.

Ввиду неисполнения Фроловым В.В. обязательств в установленный в требовании срок    ИФНС России России № 7 по Смоленской области обратилось в суд с настоящим иском только ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы о восстановлении пропущенного на обращение срока истцом мотивированы большой загруженностью сотрудников инспекции по своевременному оформлению документов в суд ввиду значительного количества находящихся на налоговом учете налогоплательщиков.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Из правовой позиции, изложенной в Определении от 08.02.2007 года N 381-О-П Конституционным Судом РФ следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Также в Определении от 20.04.2017 года N 790-0 Конституционным Судом РФуказано на то, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления, мероприятий налогового контроля и принятия соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 1.0 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.

Учитывая, что срок обращения в суд за взысканием задолженности по налогу является пресекательным, который окончился в отношении налога и пени соответственно ДД.ММ.ГГГГ, то на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции налоговый орган утратил право для взыскания задолженности по указанным недоимкам.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

В связи с чем заявленные ИФНС России № 7 по Смоленской области исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ИФНС России № 7 по Смоленской области о взыскании с Фролова Виталия Владимировича недоимки по уплате пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий судья                   О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2020.

Ленинский районный суд г. Смоленска

    УИД 67RS0002-01-2020-002556-26

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2586/2020

2а-2586/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области
Ответчики
Фролов Виталий Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Космачева О.В.
Дело на странице суда
leninsky.sml.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления
15.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
08.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2020Дело оформлено
09.10.2020Дело передано в архив
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее