Дело № 2-4798/2019

39RS0002-01-2019-004821-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года г.Калининград

Центральный районный суд г.Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при помощнике Левчиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России и Бюро МСЭ № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области», третье лицо ФИО1, о признании незаконными установление инвалидности и актов медико-социальной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Калининграда обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с названными выше исковыми требованиями, указав, что в первом полугодии прокуратурой района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства должностными лицами ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области», Бюро МСЭ № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» при освидетельствовании граждан на предмет наличия инвалидности и присвоении соответствующего статуса. В ходе проверки истребовано дело освидетельствования в бюро гражданина ФИО1,< Дата > года рождения. < Дата > ФИО1 обратился с заявлением в Бюро МСЭ № 3 о проведении медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу от < Дата > < ИЗЪЯТО > по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО >. Данное направление подписано председателем врачебной комиссии < ИЗЪЯТО > - ФИО4., а также членами врачебной комиссии – ФИО5, ФИО6 К направлению также прилагалась копия выписки из медицинской карты стационарного больного ФИО1 о прохождении лечения в стационаре отделения неотложной терапии < ИЗЪЯТО > с < Дата > по < Дата > с диагнозом: < ИЗЪЯТО >. Актом медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > ФИО1 установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до < Дата >. Дата очередного переосвидетельствования была назначена на < Дата > года

< Дата > ФИО1 вновь обратился с заявлением в Бюро МСЭ № 3 о проведении медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу от < Дата > < ИЗЪЯТО > по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО >. Данное направление подписано председателем врачебной комиссии < ИЗЪЯТО > ФИО7, а также членами врачебной комиссии ФИО8, ФИО9, ФИО10 К направлению также прилагалась копия выписки из медицинской карты стационарного больного ФИО1 о прохождении лечения в стационаре отделения терапии < ИЗЪЯТО > с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом: < ИЗЪЯТО >.

Актом медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > ФИО1 установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки истребована информация из Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области о перечне оказанных ФИО1 медицинских услуг в рамках ОМС, начиная с 2012 года. Согласно представленной информации ФИО1 по поводу вышеуказанных заболеваний за медицинской помощью в лечебные учреждения Калининградской области не обращалась.

Согласно информации главного врача < ИЗЪЯТО > ФИО1 направление на медико-социальную экспертизу учреждением не выдавалось. В < ИЗЪЯТО > ФИО1 за медицинской помощью, в связи с заболевание, по которому была установлена инвалидность, не обращался, лечение не получал.

Согласно ответу < ИЗЪЯТО > ФИО1 в период с < Дата > по < Дата >, а также с < Дата > по < Дата > за медицинской помощью не обращался, на лечение в стационаре не находился.

Таким образом, в ходе проверки медицинских документов, свидетельствующих о наличии у ФИО1 вышеуказанных заболеваний, связанных с установлением ему инвалидности, и прохождении им в связи с этим соответствующего лечения, выявлено не было. ФИО1 врачебную комиссию в < Дата > году и в < ИЗЪЯТО > году не проходил и направления на медико-социальную экспертизу в установленном порядке не получал.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения ГК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», просил суд признать незаконными установление ФИО1, < Дата > года рождения, инвалидности II группы на срок 1 (один) год в период с < Дата > по < Дата >. Признать Акт медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > незаконным. Признать незаконным установление ФИО1, < Дата > года рождения, < Дата > инвалидности II группы бессрочно. Признать Акт медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > незаконным и отменить его.

Помощник прокурора Центрального района г.Калининграда Епифанцев А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, на их удовлетворении настаивал, указав, что Гартман В.А. не проходил законную процедуру установления инвалидности.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России по доверенности Бобокина И.В. представила подробный отзыв на иск, в судебном заседании просила принять законное и обоснованное решение.

Представитель ответчика Бюро МСЭ № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.

Представитель 3-его лица Гартмана В.А. по доверенности Есаулова Т.В. возражала против удовлетворения иска, поскольку Гартману В.А. на законных основаниях была установлена вторая группа инвалидности. Ему были выданы соответствующие направления. Не оспаривает тот факт, что на стационарном лечении Гартман В.А. не находился. С 1999 года Гартман В.А. более < ИЗЪЯТО >. Медицинская карта в поликлинике № утеряна. < Дата > ФИО1 подал заявление о прекращении выплат по инвалидности в связи с переездом на постоянное место жительства за пределы РФ. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности. Просила в иске отказать.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно ч.2 ст.7 упомянутого Закона медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (п.1 ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В силу ст.32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

При этом Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно п.п.1, 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3 Правил).

В соответствии с п.5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Пунктом 15 Правил признания лица инвалидом установлено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

В силу п.16 Правил медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. (Пункт 24 Правил).

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Как следует из материалов дела, < Дата > ФИО1 обратился с заявлением в Бюро МСЭ № 3 о проведении медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу от < Дата > < ИЗЪЯТО > по основному заболеванию: Дилатационная < ИЗЪЯТО >. Данное направление подписано председателем врачебной комиссии < ИЗЪЯТО > - ФИО4., а также членами врачебной комиссии – ФИО5, ФИО6 К направлению также прилагалась копия выписки из медицинской карты стационарного больного ФИО1 о прохождении лечения в стационаре отделения неотложной терапии < ИЗЪЯТО > с < Дата > по < Дата > с диагнозом: < ИЗЪЯТО >

Актом медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > ФИО1 установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до < Дата >. Дата очередного переосвидетельствования была назначена на < Дата > года

< Дата > ФИО1 вновь обратился с заявлением в Бюро МСЭ № 3 о проведении медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу от < Дата > < ИЗЪЯТО > по основному заболеванию: < ИЗЪЯТО > Данное направление подписано председателем врачебной комиссии < ИЗЪЯТО > ФИО7, а также членами врачебной комиссии ФИО8, ФИО9, ФИО10 К направлению также прилагалась копия выписки из медицинской карты стационарного больного ФИО1 о прохождении лечения в стационаре отделения терапии < ИЗЪЯТО > с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом: < ИЗЪЯТО >.

Актом медико-социальной экспертизы гражданина № от < Дата > ФИО1 установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Согласно информации, представленной < ИЗЪЯТО > ФИО1 по поводу вышеуказанных заболеваний за медицинской помощью в лечебные учреждения Калининградской области не обращалась.

Согласно информации главного врача < ИЗЪЯТО > ФИО1 направление на медико-социальную экспертизу учреждением не выдавалось. В < ИЗЪЯТО > ФИО1 за медицинской помощью, в связи с заболевание, по которому была установлена инвалидность, не обращался, лечение не получал.

Согласно ответу < ИЗЪЯТО > ФИО1 в период с < Дата > по < Дата >, а также с < Дата > по < Дата > за медицинской помощью не обращался, на лечение в стационаре не находился.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ФИО1, а так же его представителем, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, достоверно подтверждающих факт прохождения ФИО1 врачебной комиссии в < Дата > годах.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив, что Гартман В.А. врачебную комиссию в 2013 и 2014 годах не проходил, направления на медико-социальную экспертизу в ГБУЗ КО «Городская больница № 3» не получала, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что социальный статус инвалида получен Гартманом В.А. незаконно, а акты медико-социальной экспертизы не соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы проведения медико-социальных экспертиз и порядка установления инвалидности, поскольку Гартманом В.А. на медико-социальную экспертизу были представлены ненадлежащим образом оформленные направления, выдаваемые медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, достоверность которых бюро медико-социальной экспертизы должным образом не проверялась.

Оспариваемые решения медико-социальной экспертизы не могут быть признаны законными ввиду нарушения процедуры освидетельствования. Само по себе наличие того или иного заболевания, если оно не приводит к определенной степени выраженности ограничений жизнедеятельности и необходимости осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию, не является достаточным основанием для установления группы инвалидности.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из приведенных положений ГК РФ о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Из содержания иска и представленных по делу доказательств следует, что незаконное установление ФИО1 инвалидности было выявлено в результате проведенной прокуратурой в первом полугодии 2919 года проверки. Поскольку данные доводы истца представителем 3-го лица не опровергнуты именно с этого времени подлежит исчислению трехлетний срок исковой давности.

Суд полагает, что данный срок в настоящее время не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, < ░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░ ░ ░░░░░░ ░ < ░░░░ > ░░ < ░░░░ >.

░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ < ░░░░ > ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, < ░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, < ░░░░ > ░░░░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ < ░░░░ > ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-4798/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Центрального района г. Калининграда
Ответчики
Бюро МСЭ № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области»
ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» Минтруда России
Другие
Есаулова Татьяна Витальевна
Гартман Валерий Адамович
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Оксенчук Жанна Николаевна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
11.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее