Решение по делу № 3а-269/2020 от 20.07.2020

Дело № 3а269/2020

УИД 76OS0000-01-2020-000249-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                                 27 октября 2020 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потребительского общества «Борок» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Потребительское общество (ПО) «Борок» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, вид – здание, площадью 1 952, 4 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 8 967 000 рублей.

Заявление обосновано тем, что ПО «Борок» является собственником указанного объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество организаций, рассчитываемого на основании сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно Отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 967 000 рублей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 37 790 782,95 рубля.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Кроме того, административным истцом заявлено о взыскании в его пользу судебных расходов.

В судебном заседании представитель административного истца по устному ходатайству Сизова Г.А., председатель правления ПО «Борок» Чебурахина А.А административный иск и заявление о взыскании судебных расходов поддержали.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности Шагабутдинова А.А. административный иск не признала в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца, возражала во взыскании судебных расходов с административного ответчика.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области в письменном отзыве на административный иск оставило его разрешение на усмотрение суда, в части взыскания судебных расходов просило отказать, поскольку Управление Росреестра по Ярославской области не является надлежащим ответчиком по указанным требованиям.

Заинтересованные лица ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», Администрация Веретейского сельского поселения, Департамент финансов Ярославской области представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.

Заслушав лиц, участвующих в деле, эксперта Александрову О.О., допросив в качестве свидетеля оценщика Григорьеву Л.А., исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление ПО «Борок» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что ПО «Борок» является собственником объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, вид – здание, площадью 1 952, 4 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии со статьями 372 – 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

    Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

    В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 года N 31-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

В указанный Перечень под номером 392 внесен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого является ПО «Борок»

Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области, а также принимая во внимание что ПО «Борок» является собственником нежилого здания, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 года N 31-н, суд приходит к выводу о том, что он является плательщиком налога на имущество организаций, для исчисления которого в качестве налоговой базы принимается его кадастровая стоимость, следовательно, права и законные интересы ПО «Борок» затрагиваются установленной в отношении указанного объекта кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, он имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что объект недвижимости административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.

Согласно приложению 1 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Ярославской области, по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила 37 790 782,95 рубля.

Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, которым рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 8 967 000 рублей.

По административному делу проведена судебная экспертиза на предмет проверки соответствия Отчета законодательству об оценочной деятельности и достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.

Согласно экспертному заключению, выполненному экспертом Александровой О.О. представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> соответствуют законодательству об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; определенная в Отчете рыночная стоимость данного объекта недвижимости является достоверной.

Исследование Отчета с учетом возражений, принесенных на него административным ответчиком, а также дополнительных пояснений оценщика Григорьевой Л.А., выводов судебной экспертизы, проведенной экспертом Александровой О.О. и ее пояснений в судебном заседании дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объекта доходным подходом, в рамках которого оценщиком применен метод прямой капитализации, при котором оценщиком рассчитывался доход, приносимый аналогичной недвижимостью от сдачи в аренду.

Кроме того, оценщиком осуществлен расчет объекта недвижимости сравнительным подходом индикативно (в целях проверки верности расчета доходным подходом), при котором оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектами оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости доходным подходом оценщиком было отобрано три аналога, после чего произведен расчет ставки арендной платы. При этом, к ставкам арендной платы аналогов оценщиком применены корректировки на торг, на дату предложения, на коммунальные платежи, на местоположение, на физический износ, на расположение относительно красной линии, на наличие отдельного входа.

При расчете рыночной стоимости объекта сравнительным подходом к ценам объектов – аналогов оценщиком применены корректировки на торг, на дату предложения, на местоположение, на состояние отделки, на расположение относительно красной линии, на этаж, на площадь.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.

В соответствии с пунктами 22, 23 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

Метод прямой капитализации применяется для оценки объектов недвижимости, не требующих значительных капитальных вложений в их ремонт или реконструкцию, фактическое использование которых соответствует их наиболее эффективному использованию. Определение стоимости объектов недвижимости с использованием данного метода выполняется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации, которая при этом определяется на основе анализа рыночных данных о соотношениях доходов и цен объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому объекту.

Из исследованного Отчета видно, что оценщиком проведен тщательный анализ характеристик объекта оценки и аналогов, использованных как в рамках доходного, так и в рамках сравнительного подходов, определены их качественные характеристики и выявлены те характеристики, которые влияют на ценообразование данных объектов, как объектов аренды, так и объектов продажи.

Выводы оценщика о соответствующих факторах, влияющих на образование цены предложения и ставки арендной платы, полно и подробно в Отчете приведены, последовательны и проверяемы.

В возражениях на Отчет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указывал на ошибочное выделение в рамках доходного подхода стоимости земельного участка из стоимости единого объекта недвижимости путем применения коэффициента 0,77.

Суд не находит оснований согласится с обоснованностью данных возражений.

Из Отчета следует, что как по результатам расчета стоимости объекта сравнительным подходом и доходным подходами оценщиком была получена величина стоимости единого объекта недвижимости (объект капитального строительства и земельный участок).

После этого, оценщиком в целях получения стоимости объекта капитального строительства в составе единого объекта недвижимости произведена его «очистка» от стоимости земельного участка с применением корректировки 0,77, предложенной в Справочнике оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А., 2018 года.

Указанные действия оценщика суд полагает вполне обоснованными, соответствующими пункту 20 ФСО № 7.

Доводы административного ответчика о том, что полученная при такой корректировке стоимость земельного участка в рамках сравнительного и доходного подходов отлична друг от друга и отличается от рыночных данных о стоимости данного земельного участка, являются необоснованными и о нарушении оценщиком федеральных стандартов оценки не свидетельствуют.

В судебном заседании экспертом Александровой О.О. даны пояснения о том, что, осуществляя расчет рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца в целях проверки достоверности выводов Отчета, величина стоимости земельного участка, входящего в ЕОН, определена ею расчетным способом – путем определения рыночной стоимости данного участка.

В результате проведенного расчета экспертом установлено данное значение в 11 542 781 рубль. При этом, данная величина полученная оценщиком с применением коэффициента в 0,77, составила 11 646 000 рублей. Таким образом, отклонение составило менее 1 %, что несущественно.

Возражений относительно достоверности Отчета в иной его части лицами, участвующими в деле, не заявлено.

В свою очередь, анализ Отчета в полном объеме дает суду основания полагать, что оценка рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца выполнена оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, полученная по результатам оценки величина рыночной стоимости данного объекта является достоверной.

Данный вывод суд основывает также на заключении судебной экспертизы, проведенной экспертом Александровой О.О., согласно выводам которой Отчет соответствует законодательству об оценочной деятельности, а установленная в Отчете величина рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца является достоверной.

Экспертное заключение содержит замечания эксперта к отдельным содержащимся в Отчете выводам оценщика относительно отсутствия в нем понижающей корректировки на наличие дополнительных объектов у аналога №3; ошибочное сравнение аренднопригодной площади объекта оценки с общей площадью аналогов; использование в рамках доходного подхода коэффициента 0,77.

Вместе с тем, проверка Отчета в полном объеме дала эксперту основания для вывода о том, что указанные его недостатки к недостоверным выводам относительно величины итоговой рыночной стоимости объекта оценки не привели. Кроме того, характеристика оценщика объекта оценки и аналогов относится к его компетенции и несогласие эксперта с теми или иными выводами оценщика в указанной части не может быть признано нарушением со стороны оценщика законодательства об оценочной деятельности.

Из заключения эксперта следует, что в рамках исследования по второму вопросу определения суда о назначении судебной экспертизы, касающегося проверки достоверности величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в представленном административными истцами Отчете, экспертом произведен собственный расчет рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

В соответствии с расчетом эксперта рыночная стоимость данного здания на 1 января 2019 года составила 9 934 000 рублей.

Таким образом, расхождение между итоговой рыночной стоимостью, полученной оценщиком, и аналогичной величиной, полученной экспертом, составило 10,8 %.

Указанное обстоятельство также является доказательством достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленной в нем величине рыночной стоимости объекта оценки.

В связи с этим, рыночная стоимость объекта недвижимости административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом, 8 967 000 рублей.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения его кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ПО «Борок» подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения ПО «Борок» с настоящим административным иском в суд – 20 июля 2020 года.

Разрешая заявление ПО «Борок» о взыскании в его пользу понесенных по делу судебных расходов, суд приходит к следующему:

В качестве таковых расходов административным истцом заявлены расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

С учетом положений статьей 103, 106, 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 года N 20-П, суд полагает, что исходя из существенного расхождения, превышающего 76 %, кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца по сравнению с установленной судом его рыночной стоимостью, понесенные административным истцом судебные расходы подлежат взысканию в его пользу.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Так, с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу ПО «Борок» подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 65 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

    По этим же основаниям, расходы по оплате судебной экспертизы подлежат возложению на административного ответчика.

В соответствии с ходатайством эксперта оплата за проведенную судебную экспертизу подлежит взысканию в пользу ИП Александровой О.О.

    Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Потребительского общества «Борок» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, вид – здание, площадью 1 952, 4 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости      8 967 000 (восемь миллионов девятьсот шестьдесят семь тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 20 июля 2020 года.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу Потребительского общества «Борок» судебные расходы в сумме 67 000 рублей, в том числе расходы по оплате услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 65 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области» в пользу индивидуального предпринимателя Александровой Ольги Олеговны оплату судебной экспертизы в размере 60 000 рублей.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

     Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2020 года

3а-269/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Потребительское общество "Борок"
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Правительство ЯО
Другие
Мэрия города Ярославля
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Филиал федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ярославской области
Администрация Веретейского сельского поселения
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
29.09.2020Производство по делу возобновлено
30.09.2020Рассмотрение дела начато с начала
13.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее