№ 66а-583/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего | Павловой О.А., | |
судей | Бутковой Н.А. и Шадриной Е.В., | |
с участием прокурора | Яковлевой Н.В., | |
при секретаре | Швец К.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-6/2021 по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецова С.Н. на решение Курганского областного суда от 29 января 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующим в части Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 10 сентября 2020 года № 284.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., объяснения индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецова С.Н. и его представителя Жабковской Г.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителей Правительства Курганской области и Губернатора Курганской области Ларионовой М.С., Департамента агропромышленного комплекса Курганской области Дудко А.В., заключение прокурора Яковлевой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением правительства Курганской области от 10 сентября 2020 года № 284, опубликованным в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 11 сентября 2020 года, утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - Порядок).
Пунктом 6 Порядка определены категории заявителей для предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Грант), к числу которых абзацем первым отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации, главой которого является гражданин Российской Федерации, обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня получения Гранта (далее также – К (Ф)Х).
Условия, которым должны соответствовать заявители в целях предоставления гранта по результатам конкурсного отбора К (Ф)Х, установлены в пункте 7 Порядка.
В подпункте 1 названного пункта Порядка в качестве такого условия предусмотрено, чтобы заявители не являлись получателями: Гранта; субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (агростартапы); гранта на развитие семейной животноводческой фермы; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотрослей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие семейных ферм»; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотрослей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Поддержка начинающих фермеров»; гранта на поддержку начинающего фермера.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецов С.Н. (далее также – глава К (Ф)Х Кузнецов С.Н.) обратился в суд с административным иском о признании не действующими: абзаца первого пункта 6 Порядка в части слов «зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области»; подпункта 1 пункт 7 Порядка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемые нормы не соответствуют положениям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, Государственной Программе Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 14.02.2017 N 45, поскольку устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством ограничения в части предоставления мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, связанные с территориальным признаком их регистрации.
Административный истец, которому было отказано в предоставлении Гранта на основании пункта 6 Порядка, считает, что установленное указанной нормой требование о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Курганской области нарушает его права и законные интересы, ограничивает круг получателей Гранта и создает дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, хотя и осуществляющих деятельность, но не зарегистрированных на территории данного субъекта.
В административном исковом заявлении глава К (Ф)Х Кузнецов С.Н. также ссылался на неоднозначность толкования и необоснованно широкие пределы усмотрения при применении положений подпункта 1 пункта 7 Порядка, который устанавливает необоснованные ограничения для получения Гранта.
Решением Курганского областного суда от 29 января 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными ответчиками и заинтересованным лицом представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции оснований для отмены решения суда не усматривает и считает его правильным.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»), регулирующим отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании данного федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1) установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ дано понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Частью 2 этой же статьи к сельскохозяйственным товаропроизводителям приравнены крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений подпункта 1 пункта 3 этой же статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, среди прочего, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Анализ приведенных норм федерального законодательства свидетельствует, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.
В целях реализации положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2016 года № 887, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Согласно подпункту «г» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
Аналогичные положения содержатся в подпункте «д» пункта 3 действующих в настоящее время Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее также – Государственная программа Российской Федерации), приложением № 6 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, устанавливающие цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации и обеспечение деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (грант «Агростартап»)
В пункте 1 данных Правил установлены общие требования к заявителям, претендующим на получение указанного гранта, к которым относятся: крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, обязующиеся осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации в течение не менее 5 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства, которые не являются или ранее не являлись получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
К понятию «заявитель» также относится гражданин Российской Федерации, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора региональной конкурсной комиссией, осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего вышеуказанным условиям, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, отвечающий условиям, предусмотренным этим условиям, в органах Федеральной налоговой службы.
Постановлением правительства Курганской области от 14 февраля 2017 года № 45 утверждена государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области» (далее также – Государственная программа Курганской области), одной из подпрограмм которой является подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования». В рамках данной подпрограммы предусмотрена реализация регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», одним из мероприятий которого является предоставление субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (агростартапы). В качестве самостоятельного мероприятия данной подпрограммы выступает создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств путем предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Оспариваемый в части Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Грант), критерии конкурсного отбора проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления Грантов, а также порядок возврата Грантов в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных Порядком в рамках реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 года № 45 «О государственной программе Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», за счет средств областного бюджета (пункты 1, 2).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Курганской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя доводы административного иска о противоречии Порядка в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно руководствовался действующим федеральным законодательством и пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворении административного иска.
При этом суд правильно применил вышеприведенные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 и от 14 июля 2012 года № 717, указав, что Курганская область вправе предоставлять дополнительные меры поддержки к уже установленным федеральным законодательством мерам государственной поддержки, в связи с чем вправе установить распространение таких мер поддержки, финансируемых за сет средств областного бюджета, только на категории лиц, зарегистрированных на территории Курганской области, а также установить условия и критерии отбора получателей субсидий.
Довод жалобы о том, что федеральное законодательство не содержит ограничений на получение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по территориальному признаку, в том числе по мотиву наличия либо отсутствия факта регистрации К (Ф)Х на территории того или иного субъекта Российской Федерации или его части, не может быть признан состоятельным. Такие ограничения предусмотрены в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717. В этих же Правилах к числу условий, которым должен отвечать заявитель, отнесено неполучение им ранее средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках Государственной программы Российской Федерации.
Анализ положений оспариваемого Порядка и Государственной программы Курганской области свидетельствует об ошибочности позиции административного истца, сформулированной в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и воспроизведенной в апелляционной жалобе, относительно предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотренных оспариваемым Порядком, с привлечением средств федерального бюджета.
Содержащаяся в Государственной программе Курганской области подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования» предусматривает мероприятия по государственной поддержке создания и развитие новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе как путем их софинансирования из федерального и регионального бюджета (агростартапы), так и путем предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие К (Ф)Х исключительно за счет средств регионального бюджета.
То обстоятельство, что финансирование предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие К (Ф)Х, предусмотренных Порядком, осуществляется без привлечения средств федерального бюджета (исключительно за счет средств областного бюджета), подтверждается, вопреки доводам апелляционной жалобы, Приложением 10 «Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области»» Государственной программы Курганской области.
Поскольку целью предоставления К (Ф)Х является софинансирование его затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки (пункт 5 Порядка), то есть оказание финансовой поддержки новым субъектам малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Курганской области, не воспользовавшимися иными мерами государственной поддержки, предъявление к претендентам на получение гранта (заявителям) условий в виде регистрации К (Ф)Х на территории Курганской области, не получения ранее Гранта; субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (агростартапы); гранта на развитие семейной животноводческой фермы; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотрослей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие семейных ферм»; гранта в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотрослей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Поддержка начинающих фермеров»; гранта на поддержку начинающего фермера, не может быть признано произвольным, либо носящим дискриминационный характер, так как содержит равные условия для всех заявителей, обратившихся за получением Гранта.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводом жалобы о внутреннем противоречии оспариваемых положений пунктов 6 и 7 Порядка, не соответствии их принципам ясности, определенности и недвусмысленности.
Как верно указал суд в решении, в пункте 6 Порядка определены категории заявителей для предоставления Грантов, в то время как пункт 7 Порядка устанавливает условия конкурсного отбора заявителей среди установленных в пункте 6 категорий.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о несоответствии приведенных выше региональных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную правовую оценку в обжалуемом решении, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Курганского областного суда от 29 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецова С.Н. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи