Судья Пименова Е.В. Гр. дело № 33-5946/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой А.Х.,
судей: Набок Л.А., Сивохина Д.А.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шиндяпиной С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 марта 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шиндяпиной С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) от 15.01.2019 г. № в части отказа во включении в специальный стаж Шиндяпиной С.В. периодов работы с 10.09.1989 г. по 01.08.1990 г. в должности старшей вожатой.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) включить в специальный стаж работы Шиндяпиной С.В. периодов работы с 10.09.1989г. по 01.08.1990г. в должности старшей вожатой.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения Шиндяпиной С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) – Митусовой О.Г. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шиндяпина С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) (далее по тексту - Управление), мотивируя тем, что 23.11.2018 года, Шиндяпина С.В., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Решением Управления № от 15.01.2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. В специальный стаж Шиндяпиной С.В. для назначения пенсии не засчитан период работы с 10.09.1989 года по 01.08.1990 года в должности старшей вожатой и период учебы с 01.09.1990 года по 14.06.1995 года в <данные изъяты> ордена "Знак Почета" государственном педагогическом институте им. ФИО. Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд и просила суд признать решение Управления от 15.01.2019 г. № об отказе в назначении пенсии незаконным; обязать Управление включить периоды работы с 10.09.1989 г. по 01.08.1990 г. в качестве старшей вожатой и период учебы с 01.09.1990 г. по 14.06.1995 г. года в <данные изъяты> ордена "Знак Почета" государственном педагогическом институте им. ФИО в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать Управление назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением с 23.11.2018г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Растопшина Т.Д., действующая на основании доверенности от 19.07.2017 г., в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шиндяпина С.В. просит отменить решение суда первой инстанции, признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы с 01.09.1990 г. по 14.06.1995 г. года в <данные изъяты> ордена "Знак Почета" государственном педагогическом институте им. ФИО. Ссылается на то, что в период обучения в институте действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое предусматривало включение в специальный стаж время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23.11.2018 года Шиндяпина С.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в Управление, решением Управления от 15 января 2019 года отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет на момент обращения. При этом ответчиком не были зачтены в специальный стаж период работы Шиндяпиной С.В. с работы с 10.09.1989 года по 01.08.1990 года в должности старшей вожатой и период учебы с 01.09.1990 года по 14.06.1995 года в <данные изъяты> ордена "Знак Почета" государственном педагогическом институте им. ФИО.
Обжалуемым решением суда первой инстанции включен в специальный стаж Шиндяпиной С.В. период работы с 10.09.198 9г. по 01.08.1990 г. в должности старшей вожатой.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода обучения в с 01.09.1990 г. по 14.06.1995 г. года в <данные изъяты> ордена "Знак Почета" государственном педагогическом институте им. ФИО, суд первой инстанции исходил из того, что на момент утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" у истца не было 2/3 специального стажа, необходимого для назначения пенсии, а действующее пенсионное законодательство не устанавливает право на включение в педагогический стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении после 01.01.1992 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Шиндяпиной С.В. исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 год N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
В период поступления Шиндяпиной С.В. на обучение в педагогический институт 01 сентября 1990 года действовало указанное выше Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, п. 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Согласно трудовой книжки Шиндяпиной С.В., ее обучению в педагогическом институте предшествовала работа в должности старшего пионервожатой Белозерской средней школы (л.д. 10). По окончании учебного заведения истец была принята учителем истории в среднюю школу № г. Самары.
Между тем, на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года. Соответственно, правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж истца части периода ее учебы в педагогическом институте после 1993 года не имеется, поскольку в этом случае не будет соблюдаться условие п. 2 Положения N 1397 - времени обучения должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность, а по состоянию на 30 сентября 1993 года Шиндяпина С.В. учебу в педагогическом институте не окончила. Включение части учебы в специальный педагогический стаж законом не предусмотрено.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 было утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно положениям которого, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
С учетом вышеизложенного, период учебы Шиндяпиной С.В. в педагогическом институте не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", на которое ссылается истица, применяется только для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно указанного Постановления, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Периоды работы в качестве пионервожатых и обучения в учебных заведениях согласно Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, специальный стаж истца составлял менее 25 лет, в связи с чем ответчиком правомерно отказано истцу в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
Судебная коллегия отмечает, что в целом доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиндяпиной С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи