Дело № 2-1106/2024
УИД 86RS0005-01-2024-001161-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2024 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Бехтиной Н.Е., при секретаре Ткачевой И.В., с участием старшего помощника прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры - ФИО2, действующего на основании удостоверения, представителей ответчика в лице МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район -ФИО3, действующей на основании доверенности, директора МУП ТО «УТВиВ №1» МО Сургутский район - ФИО4, действующего на основании ЕГРЮЛ, представителя третьего лица в лице Администрации Сургутского района - ФИО5, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район об устранении нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, требования мотивировал тем, что на основании, информации Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Северо-Уральского управления Ростехнадзора, Природнадзора Югры, Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, УФНС России по ХМАО-Югре об объемах добычи подземных вод за 2023 год, а также отсутствии горноотводной документации, удостоверяющей уточненные границы горных отводов по лицензионным участкам и иной информации, в отношении МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район проведена проверка соблюдения требований законодательства о недропользовании, а также природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод.
Установлено, что ответчик осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства.
МУП «ТО УТВиВ №» МО Сургутский район является владельцем лицензии ХМН 02176 ВЭ с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры. Лицензия выдана путём переоформления в соответствии со статьями 10.1 (пункт 7) и 17.1 Закона РФ «О недрах». Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Получив право пользования недрами, недропользователь - МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район принял на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, которые закреплены в соответствующих статьях Условий пользования недрами (дополнение № к лицензии ХМН 02176 ВЭ).
Установлено, что технический проект водозабора (проект разработки месторождения) с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Сургутском месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры на одиночном водозаборе к лицензии ХМН 02176 ВЭ у Предприятия отсутствует.
Добыча пресных подземных вод МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район осуществляется путём одиночного водозабора, состоящего из 3 скважин (№№, №
Балансовые запасы пресных подземных вод по участку водозабора утверждены протоколом заседания ТКЗ по ХМАО-Югре № от ДД.ММ.ГГГГ на 25-летний расчётный срок эксплуатации по категории «В» в общем количестве 0,575 тыс. м3/сут.
За 2023 год юридическим лицом на водозаборе добыто воды в объеме 147 653 м.куб.
При этом горноотводный акт, удостоверяющий уточнённые границы горного отвода водозабора по лицензии, отсутствует (не оформлен).
Также установлен факт отсутствия у ответчика разработанной программы мониторинга подземных вод.
Проверка показала, что ответчиком в нарушение требований законодательства и Условий пользования недрами Программа мониторинга подземных вод не разработана и не согласована, систематические наблюдения за режимом эксплуатации подземных вод в установленном порядке не ведутся.
Проверкой также установлено, что деятельность на участке недр ведется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г. по лицензии на пользование недрами ХМН 02176 ВЭ.
В нарушение требований законодательства Обществом деятельность на участке недр по лицензии ХМН 02176 ВЭ осуществляется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г.
Нарушения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о недрах напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и недропользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в ХМАО-Югре, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, межрайонный природоохранный прокурор ХМАО-Югры просил обязать МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры по направлению в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для согласования в установленном порядке документации, удостоверяющей границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) по лицензии ХМН 02176 ВЭ, с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения на Сургутском месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры. Обязать МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить план и схему развития горных работ на 2024 год по видам полезных ископаемых, добываемых на водозаборном участке Сургутского месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, разрабатываемом на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, а также направить в уполномоченный орган для рассмотрения и согласования в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1466. Обязать МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить технический проект разработки месторождения пресных подземных вод, добываемых на водозаборном участке Сургутского месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, разрабатываемом на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, а также направить для согласования и утверждения в уполномоченные органы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2127. Обязать МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить Программу мониторинга подземных вод на водозаборном участке Сургутского месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, разрабатываемом на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, приступить к осуществлению мониторинга подземных вод в соответствии с утвержденной программой.
В судебном заседании старший помощник межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район -ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Просила увеличить сроки установленные прокурором.
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования считал подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район является владельцем лицензии ХМН 02176 ВЭ с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры. Лицензия выдана путём переоформления в соответствии со статьями 10.1 (пункт 7) и 17.1 Закона РФ «О недрах». Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Получив право пользования недрами, недропользователь - МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район принял на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, которые закреплены в соответствующих статьях Условий пользования недрами (дополнение № к лицензии ХМН 02176 ВЭ).
Установлено, что технический проект водозабора (проект разработки месторождения) с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Сургутском месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры на одиночном водозаборе к лицензии ХМН 02176 ВЭ у Предприятия отсутствует.
Добыча пресных подземных вод МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район осуществляется путём одиночного водозабора, состоящего из 3 скважин (№№545).
Балансовые запасы пресных подземных вод по участку водозабора утверждены протоколом заседания ТКЗ по ХМАО-Югре №187 от 20.05.2010 на 25-летний расчётный срок эксплуатации по категории «В» в общем количестве 0,575 тыс. м3/сут.
За 2023 год юридическим лицом на водозаборе добыто воды в объеме 147 653 м.куб.
При этом горноотводный акт, удостоверяющий уточнённые границы горного отвода водозабора по лицензии, отсутствует (не оформлен).
Также установлен факт отсутствия у ответчика разработанной программы мониторинга подземных вод.
Проверка показала, что ответчиком в нарушение требований законодательства и Условий пользования недрами Программа мониторинга подземных вод не разработана и не согласована, систематические наблюдения за режимом эксплуатации подземных вод в установленном порядке не ведутся.
Проверкой также установлено, что деятельность на участке недр ведется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г. по лицензии на пользование недрами ХМН 02176 ВЭ.
В нарушение требований законодательства Обществом деятельность на участке недр по лицензии ХМН 02176 ВЭ осуществляется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя процессуального истца и материалами дела.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно требованиям ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Следовательно, получив право пользования недрами, недропользователь - МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район принял на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Сайгатино в Сургутском районе ХМАО-Югры, которые закреплены в соответствующих статьях Условий пользования недрами (дополнение № к лицензии ХМН 02176 ВЭ).
В соответствии с п.п. 4.1.4, 4.1.9 ст. 4 Условий пользования недрами (дополнение № к лицензии ХМН 02176 ВЭ) пользователь недр обязан обеспечить рациональное комплексное использование и охрану недр, соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, окружающей среды, безопасного ведения работ.
В п.п. 1, 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.
В силу ч. 5 ст. 7 Закона РФ «О недрах» участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода.
В свою очередь, согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О недрах» предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.
В соответствии с п. 5 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1465 (далее – Правила), документация, удостоверяющая уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами до начала осуществления работ, связанных с пользованием недрами на соответствующем участке недр.
Ранее аналогичный порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, регламентировался постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 №770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».
В ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» закреплено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В настоящее время порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2127 (далее – Правила №2127).
Ранее действовал аналогичный порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определен в соответствующем Положении,
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 63.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения охраны окружающей среды создается Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
На основании ч. 3 ст. 63.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы, в том числе подсистему государственного мониторинга состояния недр (далее – ГМСН).
В силу ст. 36.2 Закона РФ «О недрах» государственный мониторинг состояния недр является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Государственный мониторинг состояния недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом МПР РФ от 21.05.2001 № 433 (далее – Положение о ГМСН), государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Согласно п. 4 Положения о ГМСН мониторинг подземных вод является одной из подсистем системы ГМСН.
На основании пп. «а» п. 4 Положения о ГМСН подсистема мониторинга подземных вод (подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведение государственного водного кадастра по разделу «подземные воды». Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
В силу п. 5 Положения о ГМСН организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
При этом, в соответствии с пп. «в» п. 7 Положения о ГМСН ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
В ч. 1 ст. 30 Водного кодекса РФ закреплено, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
При этом, как отражено в ч. 2 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
В силу пп. 3 п. 5 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов состоит, в том числе, из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр.
В соответствии с п. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 установлен Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов (далее – Порядок ГМВО).
Согласно п. 2 Порядка ГМВО мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
На основании п. 16 Порядка ГМВО собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
-ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;
-ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;
-представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее – Порядок учета).
В соответствии с п. 2 Порядка учета обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, их качества, возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов.
На основании п. 3 Порядка учета учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, их качества, включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку.
В силу п. 4 Порядка учета измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов осуществляется на каждом водозаборе средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных сооружений (п. 5 Порядка учета).
Согласно п. 3.6 Условий пользования недрами (дополнение №1 к лицензии ХМН 02176 ВЭ) владелец лицензии выполняет в полном объеме систематические наблюдения за режимом эксплуатации подземных вод в соответствии с Программой мониторинга подземных вод, согласованной в установленном порядке.
Вместе с тем установлено, что ответчиком в нарушение требований законодательства и Условий пользования недрами Программа мониторинга подземных вод не разработана и не согласована, систематические наблюдения за режимом эксплуатации подземных вод в установленном порядке не ведутся.
Установлено, что деятельность на участке недр ведется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г. по лицензии на пользование недрами ХМН 02176 ВЭ.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона РФ «О недрах» мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 5 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1466 (далее - Правила), план развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ.
В силу п. 11 Правил планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка недр, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами.
На основании п. 20 Правил планы и схемы развития горных работ, а также вносимые в них изменения (дополнения), согласованные в соответствии с настоящими Правилами, утверждаются руководителем организации - пользователя недр до начала производства работ, предусмотренных в этих планах и (или) схемах.
Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №537 (далее Приказ).
В соответствии с п. 3 Приказа планы и схемы развития горных работ состоят из графической части и пояснительной записки с табличными материалами и подготавливаются в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ответчиком деятельность на участке недр по лицензии ХМН 02176 ВЭ осуществляется в отсутствие согласованного в установленном порядке плана (схемы) развития горных работ на 2023-2024 г.г.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» недра относятся к компонентам окружающей природной среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
Бездействие юридического лица свидетельствует о длительном нерациональном использовании недр, что противоречит основополагающим принципам природоохранного законодательства, а также законодательства о недрах, и является недопустимым.
В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Статьей 35 Закона РФ «О недрах» установлено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будующих поколений народов Российской Федерации.
Установленные в судебном заседании нарушения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о недрах напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и недропользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в ХМАО-Югре, на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд полагает иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район об устранении нарушения природоохранного законодательства, подлежащим удовлетворению как законный и обоснованный, с корректировкой сроков в связи с обоснованностью доводов ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район об устранении нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по направлению в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для согласования в установленном порядке документации, удостоверяющей границы горного отвода (Горноотводный акт и графические приложения) по лицензии ХМН 02176 ВЭ, с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения на Сургутском месторождении пресных подземных вод в поселке Сайгатино Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить план и схему развития горных работ на 2024 год по видам полезных ископаемых, добываемых на водозаборном участке Сургутского месторождения пресных подземных вод в поселке Сайгатино Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, а также направить в уполномоченный орган для рассмотрения и согласования в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1466.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить технический проект разработки месторождения пресных подземных вод, добываемых на водозаборном участке Сургутского месторождения пресных подземных вод в поселке Сайгатино Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, а также направить в уполномоченные органы для согласования и утверждения в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 года №2127.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ года разработать и утвердить Программу мониторинга подземных вод на водозаборном участке Сургутского месторождения пресных подземных вод в поселке Сайгатино Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами ХМН 02176 ВЭ, приступить к осуществления мониторинга подземных вод в соответствии с утвержденной программой.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский в пользу бюджета муниципального образования город Сургут государственную пошлину в размере 24 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 06 мая 2024 года.
Председательствующий судья Н.Е. Бехтина
Копия верна:
Судья Сургутского районного суда Н.Е. Бехтина