Дело № 2-844/2024
42RS0001-01-2024-000965-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
01 октября 2024 года
гражданское дело по иску Цветцих О.И., Цветцих А.А., Шалеевой А.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Сибирская» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования следующим.
Истцу Цветцих О.И. на праве собственности принадлежит дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда от <дата>.
Фактически в данном доме истцы проживают всей семьей с <дата> по настоящее время, зарегистрированы; Цветцих О.И. с <дата>, Цветцих А.А. с <дата>, Шалеева А.А. с <дата>.
При обращении истцов в Сибирский филиал АО ВНИМИ дана информация что имеется положительное заключение о подработке.
Износ дома составлял 59%,согласно техпаспорту от <дата>.
Однако из заключения эксперта ООО «Независимая профессиональная оценка» № от <дата> фактический износ дома составляет 67%, установлена аварийная категория технического состояния, жилые помещения являются непригодными для проживания, составляют угрозу жизни и здоровью.
Истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахты «Северная», и предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв. метров на троих членов семьи, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на момент исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истцов, адвокат Володин С.О., действующий на основании ордеров № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, уточнил исковые требования в части наименования шаху6 вместо шахты «Северная» указал ОАО «Шахта «Сибирская», на уточненных требованиях настаивал, суду пояснил, что всеми материалами дела, в том числе и экспертизой подтверждается факт того, что данный дом находится на подработанной территории. Истцы имеют право на включение истцов в списки граждан, подлежащих переселению. Также экспертизой установлено, что в доме проживать опасно, поэтому эксперты рекомендовали расселить данный жилой дом. Ранее истцу Цветцих А.А. действительно принадлежало жилое помещение в порядке наследования.
Истцы, представитель ответчика Администрации АСГО, представитель третьего лица Министерства энергетики РФ, ФГБУ ГУРШ, Министерства угольной промышленности Кузбасса в судебное заседание не явились, в представленных отзывах и заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица Правительства Кемеровской области – Кузбасса – по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных участвующих в деле лиц.
Представитель ответчика в отзыве на исковое заявление (л.д.88) указал, что шахта «Сибирская» ликвидировалось в <...> году. Частный дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Сибирская». На основании заключения ВНИМИ от <дата> № данный жилой дом относится к категории не подработанные или построенные на ранее подработанной территории.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживанием в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.
Судом установлено, что истец Цветцих О.И., ранее Меренковой, согласно свидетельству о заключении брака (л.д.180), является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Анжеро-Судженского городского суда от <дата> (л.д.14-15). Право зарегистрировано в реестре недвижимости (л.д.11-12)
Согласно копиям паспортов (л.д. 98-1129) и адресным справкам (л.д.13, 181) истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>: Цветцих О.И. – с <дата>, Цветцих А.А. – с <дата>, Шалеева А.А. – с <дата> по настоящее время.
Согласно заключению эксперта № от <дата> физический износ дома по адресу: <адрес> составляет 67, 94%. Установлена аварийная категория технического состояния дома. Жилые помещения в доме является непригодными для проживания, создают угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.26-72)
Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» № от <дата> жилой дом по <адрес>, не подлежал сносу, являлся «не подработанным или построенным на ранее подработанной территории» (л.д.93).
На основании заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> № дом признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская», и рекомендован к сносу (л.д.152-162).
Согласно решению внеочередного собрания акционеров ОАО «Шахта Сибирская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> ОАО «Шахта Сибирская» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ОАО «Шахта Сибирская» <дата> прекратило деятельность по решению арбитражного суда.
По сведениям филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск (л.д.113) сведения о наличии у истцов недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно выпискам из ЕГРН (л.д.89-91,132) за истцом Шалеевой А.А. права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. За истцом Цветцих О.И. других прав на недвижимое имущество, кроме права на спорное жилое помещение, не зарегистрировано. За истцом Цветцих А.А. <дата> было зарегистрировано право и прекращение права собственности на жилой дом по <адрес>, общей площадью <...> кв.м, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>.
Разрешая требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская», и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости 18 кв.м. на каждого члена семьи, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцу Цветцих О.И. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по <адрес>, на основании решения суда. Истцы фактически проживают и зарегистрированы в доме с <...> года.
Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> данный жилой дом не подлежал сносу, являлся «не подработанным или построенным на ранее подработанной территории». Однако заключением СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> №/з дом по <адрес> рекомендован к сносу по причине подработки. Данный дом является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них не имеется.
Однако, судом установлено, что истцу Цветцих А.А. в <...> году, на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежал жилой дом по <адрес>, общей площадью <...> кв.м,. реализовав который истец добровольно ухудшил свои жилищные условия, что лишает его права на получение социальной выплаты.
Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам Цветцих О.И. и Шалеевой А.А. на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от <дата> №., в размере, определяемом из расчета стоимости жилья, приобретаемого по площади 42 кв.м на семью из 2 человек и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований Цветцих А.А. суд отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Цветцих О.И., Цветцих А.А., Шалеевой А.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты, удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:
- включить Цветцих О.И., <дата> года рождения, уроженку <...>, паспорт <...>
Шалееву А.А. , <дата> года рождения, уроженку г<...>, паспорт <...>,
зарегистрированных по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская»;
- предоставить Цветцих О.И., Шалеевой А.А. социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью, состоящую из двух человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
В удовлетворении исковых требований Цветцих А.А. полностью отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 14.10.2024.