номер дела в суде первой инстанции 2-526/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.
при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Талбакова В.Р. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 01 июня 2023 года, которым
оставлено без удовлетворения исковое заявление Талбакова В.Р. к администрации МО «Улаганский район» об отмене пункта 17 постановления администрации МО «Улаганский район» от <дата> № в части снятия Талбакова В.Р. с учета, восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <дата>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Талбаков В.Р. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», просил отменить пункт 17 постановления администрации МО «Улаганский район» от <дата> № в части снятия истца с учета, восстановить на учёте граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты перехода права собственности на жилое помещение <дата>. В обоснование исковых требований указано, что <дата> истец обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения жилищной субсидии. Постановлением от <дата> № он постановлен на учёт в категорию «пенсионеры», с составом семьи 4 человека, включая супругу и детей. В <дата> истец приобрёл земельный участок по адресу: <адрес> и построил на данном участке жилое помещение. <дата> постановлением № он снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Федеральный законодатель установил условия для получения жилищной субсидий – отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Истец указывает, что при постановке на учет причины постановки не уточнялись. Материалы учетного дела не содержат сведений о том, что Талбаков В.Р. не сообщил сведения о построенном жилом помещении, при этом нуждаемость в улучшении жилищных условий не отпала. В <дата> ответчик уже знал о наличии жилья, что следует из выписки из ЕГРН. По состоянию на <дата>, дату приобретения жилого помещения, учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения составляла в г. Горно-Алтайске и в Улаганском районе 11 кв.м. Таким образом, площадь жилого помещения на четверых членов семьи приходится по 7,22 кв.м, то есть менее учетной нормы.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Талбаков В.Р., указывая, что до момента снятия его с учета, Федеральный Закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятые для его реализации иные акты действовали в предыдущих редакциях. При постановке его на учет администрацией причины постановки на учет не уточнялись и не только в отношении него, но и в других случаях постановки на учет граждан. Сам Закон №125-ФЗ запрета иметь жилье за пределами местности приравненной к Северу, не содержит. Судом установлено, что он не исполнил свою обязанность по предоставлению ответчику достоверных сведений о наличии жилья. Само субъективное право состоять на учете желающих выехать из местности, приравненной к Северу, несмотря на изменение обстоятельств, при которых он состоял на учете, со временем не изменилось. Апеллянт считает, что в момент снятия он соответствовал и по сегодняшний день соответствует условиям Закона №125-ФЗ, об этом свидетельствует наличие стажа и отсутствие в настоящее время и в момент снятия с учета в собственности жилья за пределами Улаганского района. По состоянию на <дата> в г. Горно-Алтайске учётная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учёт составляла 11 кв.м на одного члена семьи, согласно постановлению Администрации г. Горно-Алтайска от 21 марта 2006 года №33. Исходя из размера учетной нормы, определяющей уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями, в связи с приобретением <дата> жилого помещения площадью 36 кв.м на семью из четырех человек, он не утратил предусмотренное ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ право на получение жилищной субсидии, поскольку не перестал соответствовать условию нуждаемости в жилых помещениях за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как площадь на одного человека составляла всего 9 кв.м (36:4=9), что меньше установленной учетной нормы по месту нахождения объекта недвижимости. При выполнении первоначальных кадастровых работ в <дата> при измерении площади жилого помещения были совершены ошибки, поэтому в 2020 году исправлена ошибка в площади здания, которая установлена 28,9 кв.м, что на четырех человек приходится по 7,22 кв.м, а на троих человек, то есть на тот состав семьи, с которым он был снят с учета приходится 9,63 кв.м, что менее учетной нормы определяющей уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями. Вопрос о неправомерности и незаконности постановки его на учет судом первой инстанции не рассматривался. Также орган, осуществляющий учет граждан обязан каждые 5 лет поверять сведения об основаниях учета у граждан путем направления запросов в соответствующие органы. Сам факт нарушения ответчиком и его должностными лицами обязанностей по контролю и ведению учета граждан выезжающих из местностей приравненному к Северу не подтверждает отсутствие у него права состоять на учете и это не являлось основанием для снятия его учета на получение социальной выплаты. Со своей стороны каких-либо действий, направленных на необоснованное получение субсидии им не предпринимались. Приобретение гражданином в собственность жилого помещения и его последующее отчуждение не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Данное обстоятельство не свидетельствует об утрате ранее включенными в указанный список гражданами права на получение социальной выплаты. Он мог быть исключен из указанного списка лишь в том случае, когда был бы обеспечен жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений. Ссылаясь на ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ указывает, что отчуждение жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, не является основанием для снятия с учета, a указывает на изменение суммы сертификата за вычетом стоимости имущества, отчуждение которого произведено. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и влечет возникновение права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности. Апеллянт ссылается кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2020 года №53-КА20-4 по аналогичному делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Министерства регионального развития РА Тундиновой Н.М. представлены письменные возражения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с <дата> по <дата> Талбаков В.Р. состоял на учёте граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения жилищной субсидии, в категории <данные изъяты> с составом семьи 4 человека, включая себя, супругу ФИО7, детей ФИО8 и ФИО8, и проживая по адресу: <адрес>.
На дату первичного учёта в <дата> Талбаков В.Р. постоянно проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имел необходимый трудовой стаж, не имел прав на жилые помещения, расположенные за пределами <адрес>.
В период с <дата> по <дата> Талбакову В.Р. на праве собственности принадлежало жилое помещение, площадью 28,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что не отнесено к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
<дата> на основании заявления Талбакова В.Р. из состава его семьи исключена дочь ФИО8
<дата> постановлением администрации МО «Улаганский район» № Талбаков В.Р. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 ФЗ № 125-ФЗ и подп. «д» п. 21 Положения о регистрации. Основанием для снятия с учета послужило наличие у ФИО8 жилья за пределами района, приравненного к Крайнему Северу, а именно в <адрес>.
Установив в ходе судебного разбирательства, что истец, состоявший с 2008 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, правомерно снят с указанного учета как лицо, приобретшее <дата> жилое помещение в <адрес> и утратившее в связи с этим право состоять на указанном учете, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 53 Жилищного кодекса РФ, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции на момент разрешения судом настоящего спора, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении соответствующих условий, в том числе, если гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.
Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (подп.«д»); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (подп.«и»).
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
В силу указанных норм право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Факт приобретения жилья за пределами Крайнего Севера, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий, означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами Крайнего Севера.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст.40 (ч.3) Конституции РФ и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст.19 принципа равенства (определения от 28 июня 2018 года №1578-О, от 20 июля 2021 года №586-О, от 26 октября 2021 года №2222-О, от 24 февраля 2022 года №325-О, от 21 июля 2022 года №1939-О и др.).
Приходя к выводам о том, что Талбаков В.Р. не подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при приобретении им жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, судом обоснованно учтено, что Федеральный закон №125-ФЗ и Положение о регистрации и учете граждан связывают принятия решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат лишь с самим по себе фактом наступления указанных событий.
Статьей 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ установлено, что действие положений ст.1 Закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, независимо от даты принятия семьи истца на учет, требованиям ст. 1 Закона в действующей редакции он не соответствовал.
При указанных обстоятельствах не имеет правового значения довод стороны истца об уведомлении им должностных лиц ответчика о приобретении жилья в <адрес>, а также с истечением в настоящее время пятилетнего срока с момента отчуждения жилого помещения.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №125-ФЗ Федеральным законом от 20 июля 2020 года №228-ФЗ, в силу прямого с нем указания, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.
Факт отчуждения <дата> истцом приобретенного им <дата> жилого помещения в <адрес> не свидетельствует о неправомерности действий ответчика и о наличии оснований для сохранения за Талбаковым В.Р. права состоять на учете на получение субсидии с <дата>, из чего верно исходил суд при рассмотрении дела.
Факт того, что в октябре 2020 года (после принятия ответчиком оспариваемого постановления) исключен из п.21 Постановления №879 подп. «д», предписывавший необходимость снятия гражданина с учета в случае приобретения им жилья в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку исключение указанного подпункта произведено одновременно с изменением редакции подп.«и» п.21 Постановления №879, в силу которого приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является основанием для снятия гражданина с соответствующего учета.
Факт прохождения Талбаковым В.Р. перерегистрации в период с <дата> по <дата> для целей получения субсидии не означает, что он сохранял основания состоять на учете после приобретения жилого помещения в <адрес>.
Исполнение истцом обязанности по предоставлению документов, влияющих на очередность предоставления социальных выплат, не свидетельствует о наличии препятствий для снятия с учета при выявлении обстоятельств утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ.
Законоположения, в том числе учитывающие в целях предоставления жилищной субсидии гражданам такой критерий, как нуждаемость их в жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, претендует на получение жилищной субсидии, имевшего жилье на праве собственности за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2086-О, от 29 января 2019 года №191 и др.).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлена нуждаемость истца по состоянию на дату постановки на учет, подлежат отклонению, поскольку основанием истца для снятия счета являлось приобретение жилого помещения в 2012 года.
Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
Довод жалобы истца относительно того, что площадь приобретенного в <адрес> жилого помещения на одного члена семьи менее нормы установленной законом учетной нормы площади жилого помещения, а также, что площадь отчужденного жилья подлежит учету при расчете размера субсидии, правового значения в данном случае не имеет.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства в их взаимосвязи, для постановки лиц на учете в качестве лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера необходимо отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или быть признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Талбаков В.Р. на учете по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение жилищных субсидий не состоял и не состоит, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», что судом не установлена нуждаемость истца в настоящее время, подлежат отклонению.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которому, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
В случае, если у гражданина вновь возникло право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, то его повторная постановка на учет производится на общих основаниях как с учетом требований Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, так и с учетом положений Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия отмечает, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, а также органом местного самоуправления, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных РФ принципов разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления и судов общей юрисдикции (ст.ст. 10, 11, 12 Конституции РФ).
В силу Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, п. 9 Положения о регистрации, регистрация граждан, относящихся к названной категории, осуществляется добровольно и носит заявительный характер.
Суд, в соответствии с закрепленным в ст.ст. 10, 11, 12 Конституции РФ принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а, следовательно, не может принять решение по вопросу постановки лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставления в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность гражданам жилых помещений, а также по вопросу о предоставлении субсидии лицам, состоящим на жилищном учете, вместо уполномоченных органов местного самоуправления и исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
Кроме того, ранее решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 14 декабря 2021 года по делу №2-934/2021, являвшимся предметом проверки судов апелляционной и кассационной инстанций, оставлены без удовлетворения исковое заявление Талбакова В.Р. к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение жилищной субсидии, восстановлении на учёт граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оставлено без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, установил, что <дата> постановлением № Администрации муниципального образования «Улаганский район» Талбаков В.Р. обосванно исключен из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, подп. «д» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ указанное решение суда от 14 декабря 2021 года имеет для настоящего дела преюдициальное значение, обстоятельства, установленные решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
С учетом изложенного и исходя из заявленных истцом требований, у суда не имелось оснований для их удовлетворения.
Ссылка на иную судебную практику, подтверждающую права на получение жилищных субсидий, во внимание не принимается, поскольку не имеет преюдициального значения для настоящего спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, а также нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом не допущено, каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 01 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Талбакова В.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
О.А. Шнайдер
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 сентября 2023 года