Дело № 12-18/2021
04RS0003-01-2021-000653-95
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
село Бичура «11» августа 2021 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., при секретаре Лобановой А.А., с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, администрации МО СП «Буйское» - Зояркина А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, администрации МО СП «Буйское» - Зояркина А.Д.на постановление начальника ОДН Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия Арсланова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по РБ по пожарному надзору А.А. Арсланова юридическое лицо - МКУ Администрация МО СП «Буйское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Обращаясь в суд, защитник МКУ Администрация МО СП «Буйское» - Зояркин А.Д. просит отменить постановление, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, указывая на то, что доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением закона.
В дополнительной жалобе защитник ссылается на то, что распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ составлены в отношении МО СП «Буйское», которое не является юридическим лицом и не может быть объектом проверок в силу положений ФЗ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госудасртсвенного контроля (надзора) и муниципального контроля". В п. 6 названного распоряжения в качестве основания для проведения внеплановой проверки не указаны реквизиты соответствующего приказа Министра МЧС РФ и требования прокурора, а также не указаны реквизиты прилагаемых к требованию материалов и обращений. Вместо приказа (распоряжения) Министра МЧС России представлена копия рекомендательного письма от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя Министра ФИО1, в котором нет указаний об обязательном проведении внеплановых проверок органов местного самоуправления, письмо содержит предложение о проведении плановых (рейдовых) осмотров.
Само рекомендательное письмо основано на исполнении протокола оперативного совещения Совета безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Перечня поручений Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2. При этом в п.3.1 указанного Перечня поручений обязательность проведения внеплановых проверок органов местного самоуправления также не предусмотрена, а указано на "проведение надзорно-профилактических мероприятий", проведение плановых (рейдовых) осмотров,
В силу ст. 13.2 названного ФЗ № 294-ФЗ плановые рейдовые осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя и не могут подменять собой проверку. При этом выявленные нарушения могут служить основанием для назначения внеплановой проверки юридического лица по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ.
В данном случае плановые (рейдовые) осмотры не проводились и распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки не основано на его результатах.
Учитывая, что ФЗ № 294-ФЗ не раскрывает понятия надзорно-профилактического мероприятия, то внеплановая проверка не может быть отождествлена с понятием надзорно-профилактического мероприятия. Кроме того, в качестве доказательства обоснованности проведения проверки представлено требование от ДД.ММ.ГГГГ заместителя прокурора РБ ФИО3 о проведении внеплановой проверки, основанное на анализе состояния законности в сфере реализации органами МСУ полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов ст.ст.6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Данное требование также не может служить основанием для проведения проверки, поскольку не основано на материалах и обращениях в отношении администрации МО-СП "Буйское".
В судебном заседании защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Администрации МО СП «Буйское» - Зояркин А.Д. поддержал доводы своей жалобы по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо - государственный инспектор Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по РБ по пожарному надзору А.А. Арсланов в зал судебного заседания не явился, в деле имеются сведения о его надлежащем уведомлении.
Учитывая надлежащее извещение должностного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.
Выслушав защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69 "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 38 этого же федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов по пожарному надзору А.А.Арсланова, в целях подготовки объектов и территорий населенных пунктов Республики Бурятия, имеющих границу с лесными участками к летнему пожароопасному сезону 2021, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении МО СП «Буйское», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Нарушения правил пожарной безопасности, согласно акту проверки, выразились в следующем:
Не в полном объеме имеются источники наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта Буй, населенного пункта Узкий Луг. Администрации МО СП «Буйское» надлежит произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах с учетом расхода воды на наружное пожаротушение и имеющихся на территории поселения пожарных водоемов (естественных, искусственные), а также площадок (пирсов) при наличии в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня).
К пирсам должны быть устроены подъезды с площадками с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
За пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не организуется закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике;
Не организуется обучение в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума граждан, участвующих в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
Не соответствует противопожарное расстояние от жилых застроек с южной стороны ул. Трактовая и территории Буйского лесничества (лесхоза) до лесных насаждений и составляет менее 30метров.
На территориях общего пользования населенного пункта с. Узкий Луг допускается устройство свалок горючих отходов и мусора (в том числе опилок, отходов пиломатериалов).
В судебном заседании установлено, что внеплановая, выездная проверка в
отношении МО СП «Буйское» проведена во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ по вопросу «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2021г.» от ДД.ММ.ГГГГ №, перечня поручений Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, требования прокуратуры РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении МО СП «Буйское» главным государственным инспектором по пожарному надзору Кяхтинского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МО СП «Буйское» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами, в том числе: распоряжением главного государственного инспектора по Кяхтинскому и Бичурскому районам по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МО СП «Буйское»; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении МО СП «Буйское» по факту выявления административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Изложенные доказательства получили надлежащую оценку в постановлении должностного лица в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вина МО СП «Буйское» в совершении данного административного правонарушения доказана совокупностью вышеназванных письменных доказательств. Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, процессуальных нарушений судом не установлено.
Доводы жалобы защитника о том, что проверка проведена с нарушением закона, поскольку оснований для проведения внеплановой проверки МО СП «Буйское» не имелось,при этом, соответствующий приказ Министром МЧС РФ не был издан, на основании чего могла быть проведена проверка, суд считает несостоятельными, поскольку проверка проведена МО СП «Буйское»на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченного должностного лица – начальника ОДНПРКяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия Арсланова А.А. во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, требования прокуратуры РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доводы жалобы защитника не имеют правового значения и не влияют на законность вынесенного решения.
Вместе с тем, суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части определения размера штрафа, подлежащего взысканию, по следующим основаниям:
Согласно ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, определение наказания за совершенное правонарушение лицу в размере, ниже установленного санкцией статьи размера административного штрафа является правом судьи, рассматривающего дело, с учетом обстоятельств совершения правонарушения, финансового положения юридического лица, и иных, имеющих значение для назначения наказания обстоятельств.
Учитывая экономическую ситуацию в стране, в том числе связанную с распространением коронавирусной инфекции, тяжелое имущественное и финансовое положение МО СП «Буйское», привлекаемого к административной ответственности, что сторонами не оспаривается, учитывая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и отсутствием имущественного ущерба и фактов причинения вреда жизни и здоровью людей, суд полагает соразмерным и справедливым снизить размер штрафа до 30 000 рублей, изменив в данной части оспариваемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № начальника ОДНПР Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия - главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов по РБ по пожарному надзору А.А. Арсланова в отношении Администрации МО СП «Буйское» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа вразмере 150 000 рублей, изменить в части назначенного наказания: снизить размер назначенного МО СП «Буйское» наказания в виде административного штрафа до 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, администрации МО СП «Буйское» - Зояркина А.Д. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня его вручения либо получения копии постановления.
Судья Бичурского районного суда РБ Н.Б.Харимаева