Решение по делу № 2-1903/2021 от 03.03.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

27 апреля 2021 года                                                    <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО5, с участием: представителя истца ФИО2- ФИО6, представителя ответчика МВД РФ – Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Министерству внутренних дел Российской Федерации - Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей и взыскании с ответчика единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца по доверенности ФИО6 в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации - Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей и взыскании с ответчика единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей, указав в обоснование иска, что ФИО2, является вдовой, погибшего при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, младшего лейтенанта милиции, ФИО3.

Как установлено заключением о служебной проверке по факту гибели и ранения ДД.ММ.ГГГГ сотрудников ОВД по Сергокалинскому и <адрес>м и ОМОН МВД по РД (дислокация <адрес>), в 13 часов 30 минут в лесном массиве, около селения Джанга, <адрес> РД, во время проезда сотрудников милиции, организовавших преследование вооружённых преступников, приведены в действие 2 взрывных устройства неустановленного образца и произведён обстрел из разных точек, в результате которого на месте от полученных ранений скончались пятеро сотрудников милиции, в том числе и командир отделения ОМОН МВД по РД (дислокация <адрес>) младший лейтенант милиции ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 награждён орденом Мужества (посмертно).

При обращении истицы к ответчику с просьбой выплатить ей единовременное пособие в связи с указанными выше событиями, ей было отказано, со ссылкой на то, что, якобы её покойный муж не принимал участие в борьбе с терроризмом.

Таким образом, покойный муж истца, по смыслу закона участвовал именно в пресечении террористической атаки на сотрудников милиции, в связи с чем и получил ранения несовместимые с жизнью.

Просит признать за ФИО4 право на получение единовременной денежной выплаты в размере 600 000 рублей, предусмотренной законом и взыскать с ответчика в пользу ФИО2 единовременную денежную выплату в размере 600 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35- ФЗ "О противодействии терроризму", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Из содержания части 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" усматривается, что юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи военнослужащего и лиц, находящихся на его иждивении, на получение единовременного пособия, является гибель лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции. По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи погибшего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших близкого родственника при его участии в указанных мероприятиях, повлекших его смерть.

Служебной проверкой установлено, что ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", частью 6 статьи 21 которого предусмотрена, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" Внесены изменения в часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", изложив ее в следующей редакции:

"6. Единовременные пособия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации."

Частью 6 Статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", определяющей дату изменения вступления его в силу, его действие, в частности действие части 2 статьи 21 о выплате единовременного пособия, не распространено на ранее возникшие правоотношения. В Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Следовательно, при определении размера единовременного пособия, подлежащего выплате членам семьи погибшего военнослужащего, принимавшего участие в борьбе с терроризмом и погибшего при проведении контртеррористической операции, подлежит применению закон, действовавший на момент гибели военнослужащего, в данном случае это часть 6 Статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

Порядок выплаты единовременного пособия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в случае гибели сотрудника в период прохождения службы (на момент смерти ФИО3), был установлен Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции" и Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 805 (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ N 805).

В п. 6 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания определяется из месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием на день его гибели (смерти).

Выплата единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника производится после определения круга лиц, имеющих на него право, в равных долях путем перечисления довольствующим финансовым органом соответствующих сумм во вклад на имя получателя в учреждение сберегательного банка по месту жительства или выдачи в финансовом органе на руки.(п.7 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГг. ).

Согласно пункту 25 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГг. , основанием для принятия решения о возмещении ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких родственников, является причинение этого ущерба в связи с осуществлением сотрудником служебной деятельности.

Приказом МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате пособий, денежных компенсаций сотрудникам и членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей» матери, супруге ФИО2 и одному ребенку произведены выплаты в размере 558840 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч восемьсот сорок) рублей.

Из содержания приведенных пункта 2 статьи 21 Статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 6 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предусмотренные ими основания для выплаты единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего являются аналогичными, а сами выплаты по своей сути однородными, цель которых компенсировать последствия изменения материального и социального статуса указанных лиц.

В силу п.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Применительно к указанной норме ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца не предоставлено суду доказательств наличия у них права на получение единовременного пособия, выплачиваемого членам семьи погибшего в связи с его участием в мероприятиях по борьбе терроризмом, а также на лишение их возможности выбора основания получения единовременного пособия.

Доводы ФИО2 о том, что она была лишены возможности выбора основания получения единовременного пособия, а ответчиками не представлено доказательств того, что истцам разъяснялось право выбора получения указанной выплаты - в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" или п. 6 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ основан на ошибочном толковании норм материального права и неправильном распределении между сторонами бремени доказывания изложенных выше обстоятельств.

Такие доказательства в деле отсутствуют, а нормами действующего законодательства обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором ФИО3 проходил службу, разъяснять членам семьи погибших сотрудников их право на выбор того или иного основания для выплаты единовременного пособия не предусмотрена.

В связи с этим членам семьи погибших военнослужащих, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и на основании пункта 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

Помимо этого, истец не представил документы, подтверждающие наличие у ФИО9 3. статуса лица, принимавшего участие в проведении контртеррористической операции.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 280 (в редакции, действовавшей на момент получения Г. травмы) "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ). Соответственно, суд должен был принимать решение по существу заявленных истцом исковых требований, исходя из документов, свидетельствующих о непосредственном участии истца в указанной операции.

Кроме этого, истец не представил документы, подтверждающие наличие у ФИО9 3. статуса лица, принимавшего участие в проведении контртеррористической операции.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 280 (в редакции, действовавшей на момент получения Г. травмы) "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ). Соответственно, суд должен был принимать решение по существу заявленных истцом исковых требований, исходя из документов, свидетельствующих о непосредственном участии истца в указанной операции

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству внутренних дел Российской Федерации - Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей и взыскании с ответчика единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству внутренних дел Российской Федерации - Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей и взыскании с ответчика единовременной денежной выплаты в размере 600000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: судья            М.А. Омарова

2-1903/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ахмедова Наида Хизриевна
Ответчики
ФЭД МВД России
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Омарова Мадина Анаварбековна
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее