Решение по делу № 2-2587/2020 от 23.04.2020

№ 2-2587/2020

УИД 22RS0068-01-2020-002403-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ....

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах Савельева .... к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г.Барнаула о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Барнаула в интересах Савельева А.В. обратился в суд с иском к администрации города Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование требований указывает на то, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе Савельева А.В. на нарушение его жилищных прав. Установлено, что на основании договора социального найма от 8 мая 2019 года № 1981 Савельеву А.В. для проживания предоставлена квартира № 3 в доме .... в г.Барнауле. Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда 19 июня 2013 года принято решение о признании многоквартирного жилого дома по .... г.Барнауле аварийным и подлежащим сносу. На основании решения комиссии администрацией города Барнаула издано распоряжение от 11 июля 2013 года № 226-р «Об отселении физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», которым установлен срок отселения физических лиц из данного многоквартирного дома.

До настоящего времени администрацией г.Барнаула, комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула истцу не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.

Просит обязать администрацию г.Барнаула предоставить на основании договора социального найма Савельеву А.В. благоустроенное применительно к условиям г.Барнаула равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее 27,2 кв.м Обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула заключить с Савельевым А.В. договор социального найма жилого помещения. Установить срок исполнения судебного решения.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивал по доводам искового заявления, указал на то, что проживание в аварийном доме не возможно, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья истца, в связи с чем необходимо незамедлительное принятие решение по его обеспечению жильем.

Представитель ответчика администрации города Барнаула возражал против требований, полагают, что достаточных доказательств наличия угрозы жизни и здоровью истца проживанием в аварийном доме суду не предоставлено, соответственно не имеется оснований для принятия незамедлительного решения вопроса о его переселении. Не соблюдены требования жилищного законодательства по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма, а именно не подтверждены нуждаемость и малоимущность. Дом включен в региональную программу со сроком окончания переселения 31 декабря 2022 года, что обеспечивает защиту жилищных прав Савельева А.В. в установленном законом порядке.

Материальный истец, представители Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается судебной повесткой, расписками, имеющимися в материалах гражданского дела.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, данных об уважительности неявки не представлено, ходатайств об отложении не заявлено.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст.21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу ч.9 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Решением Барнаульской городской думы от 30 марта 2012 года № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, согласно которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан.

Как установлено судом, 8 мая 2019 года между комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее – КЖКХ г.Барнаула) и Савельевым А.В. заключен договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: г.Барнаул, ...., общей площадью 27,2 кв.м.

Савельев А.В. проживал и зарегистрирован в данном доме с 2006 года, что подтверждается выпиской из домовой книги, копией паспорта истца.

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 19 июня 2013 года многоквартирный дом по ул. Тимуровская, 50 признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации г. Барнаула от 11 июля 2013 года №226-р установлен срок выполнения работ по сносу дома до 19 июня 2015 года, а также указано на то, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. Решением Барнаульской городской Думы 30 марта 2012 года №720, также предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма нанимателям жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.

Правовые позиции о компенсационном характере предоставляемого жилого помещения взамен подлежащего сносу содержатся и в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года №1368-О-О.

При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (Вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Как следует из буквального толкования распоряжения, срок отселения до 19 июня 2015 года установлен в отношении собственников жилых помещений, в отношении нанимателей срок распоряжением не установлен.

Установленный распоряжением срок на дату обращения в суд истек, жилое помещение истцу взамен аварийного не предоставлено.

Выселение нанимателя из занимаемого по договору социального найма жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения взамен аварийного направлено на обеспечение права нанимателя на проживание в жилом помещении, принадлежащем наймодателю и пригодном для постоянного проживания состоянии.

Таким образом, поскольку жилой дом по .... г.Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу, ответчиками меры к переселению нанимателей жилых помещений не приняты, иные помещения у Савельева А.В. отсутствуют (что подтверждается сведениями Ростреестра), суд приходит к выводу о правомерности предъявленных требований о возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного.

Оценивая позицию ответчиков о том, что Савельев А.В. в установленном законом порядке не признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, что является обязательным условием для незамедлительного его обеспечения жилым помещением, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 49 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, законодатель устанавливает исключение из общего порядка предоставления жилых помещений, в случае если помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания.

Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П указано, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, в п. 2 этого определения указано, что из предписаний статьи 1, части 1; статьи 7, части 1; статьи 18; статьи 19, частей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.

Таким образом, Конституционный Суд исходит из необходимости установления вышеуказанных условий при решении вопроса о предоставлении гражданам в случае, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилого помещения по договору социального жилищного найма.

Вместе с тем, из толкования статей 86, 89 Кодекса в совокупности с вышеприведенными иными нормами жилищного законодательства следует, что юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела является не только признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, но и объективная нуждаемость проживающего в жилом помещении лица во внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма, одним из критериев которого является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что материальный истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан. Данные сведения подтверждены данными КЖКХ г.Барнаула

Суд полагает, что соблюдение административного порядка по признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущем путем вынесения соответствующего постановления КЖКХ г.Барнаула, является одним из способов признания права.

Не соблюдение данного порядка не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, при установлении объективной нуждаемости проживающего в жилом помещении лица во внеочередном обеспечении жилым помещением.

При рассмотрении спора судом установлено отсутствие у истца иного недвижимого имущества, и то, что аварийное жилье является единственным жильем, реальной возможности улучшить свои жилищные условия Савельев А.В. не имеет.

Из пояснений истца следует, что он проживает в жилом помещении, работает вахтовым методом с выездами за пределы г.Барнаула.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие учета истца как нуждающегося и малоимущего не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имеется объективная нуждаемость в жилье.

Прокурор, обращаясь в суд, указывает, что жилое здание, в котором проживает истец, непригодно для нормальной эксплуатации, представляет опасность для жизни и здоровья людей.

Представители ответчиков ссылались на недоказанность данного обстоятельства.

Определением суда от 10 сентября 2020 года по делу назначена экспертиза для оценки состояния аварийного дома, наличия угрозы для проживания истца.

В материалы дела поступило заключение экспертизы ООО Центра независимой профессиональной экспертизы «Алтай-Эксперт».

Согласно выводов заключения проведенным исследованием строительных конструкций жилого дома по адресу .... в г.Барнауле установлено, что существующий общий физический износ жилого дома составляет 60,4 %.

Общее техническое состояние жилого дома с учетом приведенных в «Методике определения физического износа гражданских зданий» данных классифицировано как находящееся в пограничной зоне между следующими техническими состояниями «Неудовлетворительное» (износ - 41,6 %. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта) и «ветхое» (износ - 61-80%. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента).

В существующем техническом состоянии жилой дом .... г.Барнауле не соответствует требованиям п.п. 10-13, 15, 16 раздела 2 «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» приведенному в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также требованиям статей 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

С учетом фактически существующего технического состояния конструкций и систем данный жилой дом является непригодным для постоянного проживания, так как наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека (ухудшение эксплуатационных характеристик здания – нарушение тепло, влагозащитных, звукоизоляционных свойств несущих и ограждающих конструкций, приводящее к возникновению опасности их обрушения) не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Исходя из существующего технического состояния обеспечение дальнейшей безаварийной эксплуатации жилого дома по .... в г.Барнауле возможно только при условии проведения его капитального ремонта.

На дату проведения экспертного осмотра имеется угроза разрушения и обрушения части конструктивных элементов жилого дома по .... в г.Барнауле (участков наружных и внешних несущих стен, балконов, перекрытий и др.), требующая незамедлительного решения вопроса о переселении как собственника помещения № 3 Савельева А.В., так и остальных жильцов данного жилого дома, в другие жилые помещения.

Оснований не доверять представленному заключению у суда не имеется, поскольку оно представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено лицом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Представителыми ответчиков каких-либо доказательств, которые бы позволили суду усомниться в выводах эксперта не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о наличии опасности для жизни и здоровья истца с учетом фактического состояния аварийного жилого дома, требующая незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение.

Оценивая довод ответчиков о реализации истцом прав на проживание в маневренном фонде, суд установил следующее.

Фактическое состояние жилого дома, где проживает истец, соответствует критериям предоставления помещения маневренного фонда.

Органы местного самоуправления в лице КЖКХ г.Барнаула принимают в настоящее время меры к обеспечению Савельева А.В. жильем маневренного фонда взамен утраченного.

В судебном порядке в Октябрьский районный суд г.Барнаула предъявлены требования о переселении в маневренный жилищный фонд.

Спор не рассмотрен. Истец в ходе судебного разбирательства пояснил, что он выразил отказ от переселения в маневренный фонд, так как предлагаемое ему жилое помещение не пригодно к эксплуатации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доказательств выполнения администрацией мероприятий в связи с наличием опасности для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение суду не представлено. Предложение о переселении в жилое помещение маневренного фонда Савельеву А.В. не направлялось.

Предъявление соответствующего иска 30 июня 2020 года состоялось после инициирования спора прокурором г.Барнаула, т.е. лишь в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Временный характер предполагаемого обеспечения истца маневренным жильем не является основанием для освобождения органов муниципалитета от обязанности обеспечения Савельева А.В. жилым помещением по договору социального найма взамен аварийного. Обеспечение жильем маневренного фонда является временной мерой, направленной на пресечение опасности для жизни и здоровья истца.

Оценивая доводы ответчиков о нехватке денежных средств в бюджете муниципалитета, а также о действии программы переселения граждан и преждевременности иска, суд полагает необходимым отметить следующее.

Согласно сведениям администрации города, в связи с ограниченным объемом денежных средств бюджета города Барнаула произвести отселение жителей из всех домов, признанных аварийными, в требуемые сроки не представляется возможным.

В отзыве представитель администрации г.Барнаула сообщает, что спорный многоквартирный дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2019 года № 106, в соответствии с которой расселение дома будет проведено по мере поступления ассигнований в бюджет города. Планируемая дата окончания переселения дома - 31 декабря 2022 года.

В соответствии с п.п. 2, 3 Приложения № 5 краевой адресной программы субсидии из краевого бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с ФЗ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в случае принятия государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ решения о предоставлении Алтайскому краю финансовой поддержки на реализацию указанных мероприятий за счет средств Фонда.

Предоставление субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (главный распорядитель) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному распорядителю на соответствующие цели.

Перечисление субсидии бюджетам муниципальных образований осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства для учета операций со средствами бюджетов муниципальных образований.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда.

При изложенном, наличие краевой адресной программы и не наступление сроков ее исполнения не может являться препятствием для истца обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Анализируя позицию органов муниципалитета, суд приходит к выводу, что реализация муниципальных программ и недостаточность финансирования не могут при рассмотрении настоящего спора являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку не отнесены к таковым законом.

При установленном, отсутствии у Савельева А.В. иного жилья, наличия угрозы его жизни и здоровью проживанием в аварийном доме, суд приходит к выводу о наличии объективной нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением. При указанном, не соблюдение процедуры постановки на учет в качестве малоимущего, нуждающегося в жилом помещении не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом судом учитывается, что обязанность по обеспечению истца жилым помещение взамен аварийного установлена актами муниципалитета и не исполнена до настоящего времени.

С учетом данных обстоятельств у суда имеются основания полагать о наличии у администрации обязанности обеспечить истца жилым помещением исходя из его жизненной ситуации независимо от постановки на учет в качестве нуждающегося.

Оценивая обоснованность предъявления требований к администрации и КЖКХ г.Барнаула об обеспечении жилым помещением и заключении с Савельевым А.В. договора социального найма, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ныне действующей редакции Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71) к полномочиям администрации города Барнаула в области строительства, транспорта и связи относится принятие решений о дальнейшем использовании жилых помещений, сроках отселения граждан в случае признания в установленном порядке дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ранее действовавшего Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация г. Барнаула выделяет для предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В силу решения Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694 «Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула» комитет жилищно-коммунального хозяйства выступает наймодателем по договорам социального найма и найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Аналогичная норма содержится в Уставе 2018 года. Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда.

В соответствии с Положением о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения граждан (далее - распоряжение) (п. 1.3 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 578).

Сроки переселения граждан не должны превышать трех лет с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта (в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 22 декабря 2017 года N 55).

В случае включения многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, определенный региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", сроки переселения граждан устанавливаются в соответствии с указанной программой (п. 1.4 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 21 февраля 2014 года N 261).

Финансирование расходов, связанных с переселением граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края. Финансовое обеспечение осуществляется в пределах средств бюджета города на соответствующий финансовый год.

В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню.

Комитет ЖКХ в течение шести месяцев с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, готовит проект постановления администрации города о предоставлении жилых помещений. Постановление администрации города о предоставлении жилых помещений принимается в течение 10 рабочих дней с момента подготовки проекта постановления.

Договор социального найма заключается комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в течение 5 рабочих дней с момента представления всех документов, указанных в настоящем пункте.

На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается судом на администрацию г. Барнаула. После предоставления жилого помещения комитет в установленный срок обязан заключить с истцом договор социального найма.

Требования прокурора к КЖКХ г.Барнаула суд находит преждевременными, так как обязанность по заключению договора социального найма при отсутствии предоставленного жилого помещения у Комитета не возникла, что исключает на момент разрешения спора нарушение прав истца Комитетом.

Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из следующего.

Согласно договору социального найма площадь занимаемого истцом помещения составляет 27,2 кв.м.

Исходя из кадастрового паспорта, а также технического паспорта истец занимает помещение, площадью 27,2 кв.м.

Таким образом, общая площадь подлежащего предоставлению Савельеву А.В. жилого помещения должна составляет не менее 27,2 кв.м.

Устанавливая срок исполнения решения, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд определяет с учетом характера защищаемого права и фактических обстоятельств по делу. При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что проживанием истца в жилом помещении создается угроза для его жизни и здоровью. Также судом учтено, что для исполнения решения органом муниципалитета необходимо совершения ряда административных мероприятий, которые могут занять определенное время.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить в части.

Возложить обязанность на администрацию города Барнаула Алтайского края предоставить Савельеву .... вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах муниципального образования городской округ город Барнаул Алтайского края взамен аварийного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Барнаул Алтайского края, общей площадью не менее 27,2 кв.м, состоящее из 1 комнаты.

Установить срок исполнения решения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

2-2587/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Барнаула
Савельев Анатолий Владимирович
Ответчики
Администрация г.Барнаула
КЖКХ г. Барнаула
Другие
Администрация Центрального р-на г. Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.05.2020Предварительное судебное заседание
24.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
11.12.2020Производство по делу возобновлено
11.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2020Дело оформлено
11.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее