РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе:
Председательствующего судьи Паршиной Р.Н.,
при секретаре Никеевой Е.Н.,
с участием прокурора Ульяновой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге
06 февраля 2024 года
Гражданское дело № 2-1-1259/2024 по иску Новикова В.В. к Бюджетному специализированному учреждению «Фонд имущества Калужской области», Министерству финансов Калужской области и Министерству конкурентной политики Калужской области о взыскании морального вреда и расходов на лекарства,
УСТАНОВИЛ:
02 ноября 2023 года истец, обратившись в суд с иском, уточнив требования, просил взыскать с БСУ «Фонд имущества Калужской области» (далее «Фонд») в лице Министерства финансов Калужской области за счет средств бюджета Калужской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000000 рублей, расходы на оплату лечения в размере 10776 руб.,40 коп., мотивируя требование тем, что 13 марта 2022 года в результате падения льда с крыши здания Фонда, расположенного по адресу г. Калуга, пл. Старый торг, 5, истец получил травму головы, ему причинен тяжкий вред здоровью. В результате полученных травм истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных с физической болью, которую он испытывает по настоящее время. Также истцом понесены расходы на лечение.
Определением суда производство по делу в части взыскания утраченного заработка прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части.
В судебном заседании истец и его представитель адвокат по ордеру Ковалев П.И., уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Фонда по доверенности Лукьянова Т.А. возражала против удовлетворения иска.
Представитель Министерства конкурентной политики Калужской области по доверенности Горелова Е.А. иск не признала.
Представитель ответчика Министерства финансов Калужской области по доверенности Краснова Ю.Д. возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо Белобровская Л.А. возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, медицинскую карту истца, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
В силу п.1 ст.1064Гражданского кодекса Российской Федерации вред,причиненныйличности или имуществу гражданина, а такжевред,причиненныйимуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,причинившимвред. Законом обязанность возмещениявредаможет быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст.1069 ГК РФвред,причиненныйгражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.Вредвозмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что 13 марта 2022 года на части кровли здания по адресу: г. Калуга, пл. Старый торг, 5, расположенной над нежилым помещением № 10, находящегося в оперативном управлении Фонда, образовалась наледь, очистку которой не организовала начальник отдела организационно-контрольной и кадровой работы Фонда Белобровская Л.А.
В период с 15.00 часов до 17.00 часов 13 марта 2022 года куски льда упали с указанной части кровли здания на истца, в результате чего ему причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>.
13 марта 2022 года истец был госпитализирован в нейрохирургическое отделение ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница» с диагнозом <данные изъяты>, где проходил лечение до 28 марта 2022 года.
Из материалов дела видно, что истец находился на амбулаторном лечении до 12 мая 2022 года.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № № от 22.09.2022 вред здоровью, причиненный истцу 13 марта 2022 года, квалифицирован как тяжкий.
Вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 11 Калужского судебного района Калужской области от 23.06.2023 года, начальник отдела организационно-контрольной и кадровой работы Фонда Белобровская Л.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 118 УК РФ, осуждена к наказанию в виде ограничения свободы сроком на 1 год.
Данным приговором установлена вина Белобровской Л.А. в причинении тяжкого вреда здоровью Новикова В.В. по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ей своих профессиональных обязанностей.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из того, что противоправность действий сотрудника Фонда в отношенииистца и как вследствиепричинениевредаустановлена вступившим в законную силу приговором мирового судьи и оспариванию в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела не подлежит, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании компенсацииморальноговреда.
В соответствии с п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии сабзацем первымнастоящего пунктаможет быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно Уставу, Фонд является некоммерческой организацией.
В соответствии с п.1.8 Устава Фонд отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет его собственник.
Пунктом 3.3 Устава предусмотрено, что источниками формирования имущества Учреждения являются регулярно и единовременно поступающие средства областного бюджета и иные источники, не запрещенные федеральным законодательством и законодательством Калужской области, в том числе: добровольные имущественные взносы и пожертвования; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; другие, не запрещенные законом поступления.
В пункте 2.4 Устава указано, что учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это направлено на достижение целей деятельности Учреждения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что гражданско-правовую ответственность по возмещению компенсации морального вреда,причиненного незаконными действиями должностного лица Фонда, необходимо возложить на Фонд, ответчики - Министерство финансов Калужской области и Министерство конкурентной политики Калужской области - являются ненадлежащими, в удовлетворении требований к данным ответчикам необходимо отказать.
Исходя из того, что источниками формирования имущества Фонда является не только бюджетное финансирование, но и предпринимательская деятельность, суд полагает, что оснований для взыскания причиненного истцу морального вреда и материального ущерба за счет средств бюджета Калужской области не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характерапричиненныхпотерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых былпричиненморальныйвред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсацииморальноговреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользуистца, суд учитывает нарушение его личных неимущественных прав, степень его нравственных переживаний в связи с этим.
Учитывая, что истец получил тяжелую травму головы, длительное время находился на лечении, переживал и беспокоился от случившегося, лишен возможности посещать баню, заниматься спортом, до настоящего время у истца болит голова, наблюдаются головокружения, утратил способность выполнять трудовые функции на прежнем уровне из-за быстрой утомляемости.
При определении размера компенсации морального вреда истцу судом учитывается, что вред здоровью истцу причинен по неосторожности, в действиях последнего какая-либо вина не установлена.
С учетом перечисленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленныйистцомразмер компенсацииморальноговреда 2 000 000 рублей является чрезмерно завышенным, не отвечает признаку разумности и справедливости, в связи с чем считает необходимым удовлетворить исковые требования частично, полагая справедливым и достаточным размер компенсацииморальноговредав сумме 800 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользуистца
В соответствии с положениями ст.1082 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное запричинениевреда, возместитьвредв натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместитьпричиненныеубытки.
Согласно ст.1085 Гражданского кодекса Российской Федерации припричинениигражданину увечья или ином повреждении егоздоровьявозмещению подлежат, в том числе, дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждениемздоровья(расходы на лечение). Приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вредажизни илиздоровьюгражданина» и положениями п.1 ст.1085 ГК РФ предусмотрено, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Истцом заявлено требование о взыскании материальноговреда, вызванного затратами на приобретение им лекарств на лечение в размере 10776,40 руб.
Изучив медицинские документы истца, представленные последним чеки, суд приходит к выводу о том, что затраты на приобретение рекомендованных ему медикаментов (<данные изъяты>) на сумму 8581,01 руб. являются необходимыми для истца, связанными с получением травмы при падении на него льда. Что касается требований о взыскании расходов на лечение в большем размере, то они удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств приобретения средств, связанных с полученной травмой и назначениями врачей.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца удовлетворить частично.
Взыскать с Бюджетного специализированного учреждения «Фонд имущества Калужской области» (ОГРН 1024001188991) в пользу Новикова В.В. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 800000 рублей, расходы на лекарства в размере 8581 рубля 01 коп.
В удовлетворении иска Новикова В.В. к Министерству финансов Калужской области и Министерству конкурентной политики Калужской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Калужский областной через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Председательствующий: подпись Р.Н.Паршина
Решение изготовлено 22.03.2024
Копия верна