Решение по делу № 2-2417/2024 от 16.10.2024

УИД 58RS0030-01-2024-005192-41

Дело № 2-2417/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2024 года г. Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Колмыковой М.В.,

при секретаре Михайловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г.Пензы» о понуждении принятии мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних,

установил:

Прокурор Первомайского района г. Пензы обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ №28 г. Пензы», указав, что Прокуратурой Первомайского района г. Пензы проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства в сфере безопасности несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ №28 г.Пензы выявлены нарушения требований безопасности на территории объекта, расположенного по адресу: .... Установлено, что на территории объекта не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц, а также животных без владельцев по причине отсутствия фрагментов ограждения и калитки с северо-западной стороны здания школы. Кроме того, в прокуратуру района поступают многочисленные обращения граждан, содержащие сведения о пребывании животных без владельцев на территории МБОУ СОШ №28 г.Пензы, а также факты их нападения на несовершеннолетних. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в МБОУ СОШ №28 г.Пензы ненадлежащим образом исполняется обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся во время их нахождения в образовательной организации по причине непринятия мер по надлежащему содержанию ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства о противодействии терроризму создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, а также работников школы. Указанные нарушения допущены по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственных работников МБОУ СОШ №28 при условии недостаточного контроля со стороны директора образовательного учреждения. На основании ст. 24 ФЗ «о прокуратуре РФ» прокуратурой района в адрес ответчика неоднократно выносились представления об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности несовершеннолетних. Однако во исполнение требований об устранении указанных нарушений никаких конкретных мер предпринято не было, в частности не установлено надлежащее ограждение, препятствующее бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации. В ответе на представление в качестве причины указывалось отсутствие финансирования. При этом отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком требований антитеррористического законодательства, поскольку в силу ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.

Первоначально прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц просил обязать МБОУ СОШ 28 г. Пензы принять меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации.

В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнил, окончательно просил обязать МБОУ СОШ 28 г. Пензы обеспечить безопасность несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Первомайского района г. Пензы Ш.О.И. исковые требования в уточненном виде поддержал, пояснив обстоятельства, указанные в иске.

Представитель ответчика МБОУ СОШ №28 г. Пензы - директор М.Ю.Е в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что в связи с отсутствием финансирования установить сразу ограждение не представляется возможным, в связи с чем просит предоставить время к началу учебного 2025/2026 года.

Представитель ответчика Управления образования г.Пензы – Щ-Ш Ю.В. оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации г. Пензы К.М.А в судебном заседании оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Финансового управления г.Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заявление о признании исковых требований, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом "д" пункта 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах муниципального округа, финансирование муниципальных учреждений, отнесено к вопросам местного значения муниципального округа (пункт 7.1 часть 1 статьи 16, пункт 3 часть 1 статьи 17), и выполнение обязанностей, предусмотренных законом, не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления.

Судом установлено, что в ходе проведения поверки прокуратурой Первомайского района г.Пензы исполнения законодательства об образовании установлено, что 26.01.2024 на территории МБОУ СОШ №28 г.Пензы, расположенной по адресу: ... на женщину напала свора собак. Указанный факт свидетельствует о том, что в МБОУ СОШ №28 г.Пензы ненадлежащим образом исполняется обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся во время их нахождения в образовательной организации, в связи с чем допущен проход безнадзорных животных на территорию образовательного учреждения. В адрес МБОУ СОШ №28 г.Пензы выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности.

Указанные в предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности не устранены в части установки в части установки периметрального ограждения объектов (территорий), имеющееся ограждение объекта не препятствует проникновению на объект посторонних лиц и их бесконтрольному пребыванию, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательном учреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» обеспечить безопасность несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» в бюджет муниципального образования города Пензы государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2024 года.

Судья: М.В. Колмыкова

УИД 58RS0030-01-2024-005192-41

Дело № 2-2417/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2024 года г. Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Колмыковой М.В.,

при секретаре Михайловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г.Пензы» о понуждении принятии мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних,

установил:

Прокурор Первомайского района г. Пензы обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ №28 г. Пензы», указав, что Прокуратурой Первомайского района г. Пензы проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства в сфере безопасности несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ №28 г.Пензы выявлены нарушения требований безопасности на территории объекта, расположенного по адресу: .... Установлено, что на территории объекта не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц, а также животных без владельцев по причине отсутствия фрагментов ограждения и калитки с северо-западной стороны здания школы. Кроме того, в прокуратуру района поступают многочисленные обращения граждан, содержащие сведения о пребывании животных без владельцев на территории МБОУ СОШ №28 г.Пензы, а также факты их нападения на несовершеннолетних. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в МБОУ СОШ №28 г.Пензы ненадлежащим образом исполняется обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся во время их нахождения в образовательной организации по причине непринятия мер по надлежащему содержанию ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства о противодействии терроризму создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, а также работников школы. Указанные нарушения допущены по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственных работников МБОУ СОШ №28 при условии недостаточного контроля со стороны директора образовательного учреждения. На основании ст. 24 ФЗ «о прокуратуре РФ» прокуратурой района в адрес ответчика неоднократно выносились представления об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности несовершеннолетних. Однако во исполнение требований об устранении указанных нарушений никаких конкретных мер предпринято не было, в частности не установлено надлежащее ограждение, препятствующее бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации. В ответе на представление в качестве причины указывалось отсутствие финансирования. При этом отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком требований антитеррористического законодательства, поскольку в силу ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.

Первоначально прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц просил обязать МБОУ СОШ 28 г. Пензы принять меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации.

В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнил, окончательно просил обязать МБОУ СОШ 28 г. Пензы обеспечить безопасность несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Первомайского района г. Пензы Ш.О.И. исковые требования в уточненном виде поддержал, пояснив обстоятельства, указанные в иске.

Представитель ответчика МБОУ СОШ №28 г. Пензы - директор М.Ю.Е в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что в связи с отсутствием финансирования установить сразу ограждение не представляется возможным, в связи с чем просит предоставить время к началу учебного 2025/2026 года.

Представитель ответчика Управления образования г.Пензы – Щ-Ш Ю.В. оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации г. Пензы К.М.А в судебном заседании оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Финансового управления г.Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заявление о признании исковых требований, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом "д" пункта 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах муниципального округа, финансирование муниципальных учреждений, отнесено к вопросам местного значения муниципального округа (пункт 7.1 часть 1 статьи 16, пункт 3 часть 1 статьи 17), и выполнение обязанностей, предусмотренных законом, не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления.

Судом установлено, что в ходе проведения поверки прокуратурой Первомайского района г.Пензы исполнения законодательства об образовании установлено, что 26.01.2024 на территории МБОУ СОШ №28 г.Пензы, расположенной по адресу: ... на женщину напала свора собак. Указанный факт свидетельствует о том, что в МБОУ СОШ №28 г.Пензы ненадлежащим образом исполняется обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся во время их нахождения в образовательной организации, в связи с чем допущен проход безнадзорных животных на территорию образовательного учреждения. В адрес МБОУ СОШ №28 г.Пензы выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности.

Указанные в предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности не устранены в части установки в части установки периметрального ограждения объектов (территорий), имеющееся ограждение объекта не препятствует проникновению на объект посторонних лиц и их бесконтрольному пребыванию, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательном учреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» обеспечить безопасность несовершеннолетних во время пребывания на территории образовательной организации, путем установления надлежащего ограждения, препятствующего бесконтрольному пребыванию посторонних лиц и животных без владельцев на территории образовательной организации в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы» в бюджет муниципального образования города Пензы государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2024 года.

Судья: М.В. Колмыкова

2-2417/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Первомайского района г.Пензы в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ №28 г.Пензы
Другие
Управление образования г.Пенза
Администрация г.Пензы
Управление образования г.Пензы
Финансовое управление г.Пензы
Суд
Первомайский районный суд г. Пенза
Судья
Колмыкова Мария Викторовна
Дело на странице суда
pervomaisky.pnz.sudrf.ru
16.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2024Передача материалов судье
16.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2024Подготовка дела (собеседование)
07.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее