УИД-09RS0001-01-2021-000944-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября2023 годаг.Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Яичниковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Аргуяновой Д.Р.,
с участием пом. прокурора Прикубанского района КЧР – Тлябичева Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ПрокурораПрикубанского района Карачаево – Черкесской Республики, действующего в интересах Гочияевой Дианы Руслановны к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанского района, действующий в интересах Гочияевой Д.Р. обратился в суд с иском к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты, обосновав исковые требования следующим, прокуратуройПрикубанского района по обращению Гочияевой Д.Р. проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при реализации программных мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.Проверкой установлено, что семьяГочияевых, состоящая из двух человек (Гочияева Д.Р., Гербеков Д.М.) являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».25 декабря 2018 года Гочияевым выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 25 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25 января 2019 года.22.01.2019 Гочияевой Д.Р. в ПАО АКБ «Связь-Банк» открыт банковский счет для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (договор банковского текущего счета №).05 июня 2019 года по договору паенакопления № Гочияева Д.Р. вступила в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность квартиры в этом доме, при условии исполнения в полном объеме обязательств по внесению размера пая.Договором установлено, что паем является 2-комнатная <адрес>, общей площадью 59,6 кв.м, на 6 этаже 1 подъезда 16-этажного жилого дома, расположенного по <адрес>, №в, <адрес>, Карачаево-Черкесской Республики. Размер пая, подлежащего уплате, составляет 2 086 000, 00 руб.Приложением № 1 к договору предусмотрен график платежей, согласно которого стороны определили, что часть суммы в размере 572 745,6 руб. оплачивается субсидией, полученной Гочияевой Д.Р. по ФЦП «Жилище» Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.В период возникновения права семьи Гочияевых в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010№ 1050 (далее-Подпрограмма). 30 июня 2017 между администрацией Прикубанского муниципального района и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым орган местного самоуправления передал, а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики для дальнейшего утверждения.Между тем, в нарушение вышеприведенных правовых норм, семья Гочияевых со дня выдачи свидетельства (25.12.2018), реализовав свое право на улучшение жилищных условий, путём заключения договора паенакопления, не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты по причинам от нее не зависящим.Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2021 № 111/21 следует, что причиной образования задолженности перед семьей Гочияевых является уменьшение объема средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 № 34.Просит суд: взыскать с Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в пользу молодой семьи в составе Гочияевой Дианы Руслановны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына ФИО10 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. неполученную социальную выплату в размере 572 745, 6 (пятьсот семьдесят две тысячи семьсот сорок пять рублей 60 копеек) в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в счет оплаты денежных средств по договору паенакопления № от 05.06.2019.
Определением Черкесского городского суда КЧР от 09.08.2023 произведено процессуальное правопреемство.
Определением Черкесского городского суда КЧР от 10 октября 2023 года (протокольно) ЖСК «Семейный» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения гражданского дела, Гочияева Д.Р. исковые требования уточнила в порядке ст.39 ГПК РФ, и просит суд:обязать Министерство по делам молодежи КЧР включить Гочияеву Диану Руслановну, несовершеннолетнего ребенка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи КЧР в течение 2023 года предоставить (выплатить) Гочияевой Диане Руслановне и несовершеннолетнему ребенку ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. социальную выплату в размере 572 745,60 руб. (Пятьсот семьдесят две тысячи семьсот сорок пять рублей 60 копеек), предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № от 25.12.2018 года.
Пом. прокурора Прикубанского района КЧР – Тлябичев Р.Р. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом заявления Гочияевой Д.Р., поданного в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнив их, просил суд:обязать Министерство по делам молодежи КЧР включить ФИО1, несовершеннолетнего ребенка ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи КЧР в течение 2024 года предоставить (выплатить) Гочияевой Диане Руслановне и несовершеннолетнему ребенку ФИО14 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. социальную выплату в размере 572 745,60 руб. (Пятьсот семьдесят две тысячи семьсот сорок пять рублей 60 копеек), предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № от 25.12.2018 года.
В судебное заседание стороны, не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили., Гочияева Д.Р. просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.
Принимая во внимания положения статьи 48 ГПК РФ, руководствуясь положениями статьями 167, суд определил рассмотретьделов отсутствие неявившихся представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора..
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П, от 15.12.2011 N 28-П, от 08.07.2014 N 21-П имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.10.2021 №38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочияМинистерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятийпообеспечению жильем молодых семей перешли кМинистерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктом 24 Правил, являющихся приложением №1 к упомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году,поформе, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объемасубсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28 Правил).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
До 01.04.2019 на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 №338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определеноМинистерстватуризма, курортов и молодежной политикиКЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.
С 01.04.2019 на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с пунктом 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно пункту 4 Правил, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправленияпо месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 потем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемыхподоговорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жильяпомуниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).
Как установлено судом и следует из материаловдела, семья истцов состояла на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
19.05.2017 между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» 25.12.2018 семье истца выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №серии № в размере 572745,60 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 25.07.2019 включительно.
В связи с тем, что выданное свидетельство подлежало предъявлению в банк, истцом заключен договор банковского счета с ПАО АКБ «Связь-Банк».
Истцом в ПАО АКБ «Связь Банк» своевременно были переданы все необходимые документы для зачисления социальной выплаты, однако денежные средства так и не поступили на специальный счет, открытый в банке.
05.06.2019 между истцом Гочияевой Д.Р. и ЖСК «Семейный» в лице председателя правления ФИО6, действующего на основании Устава заключен договор паенакопления №,с целью приобретения в собственность 2 - комнатной квартиры на 6 этаже, с условным номером 28, общей проектной площадью 59,6 кв.м., с использованием средств социальной выплаты, общая стоимость квартиры по договору составляет 2086 000,00 руб.
01.05.2020 ПАО АКБ «Связь Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк», и истец был вынужден вновь отрыть счет для зачисления социальной выплаты в ином банке.
Истцом заключен договор банковского (текущего) счета с АО «Тексбанк», однако до настоящего времени денежные средства так и не были зачислены на счет истца.
01.06.2022 Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР ликвидировано путем реорганизации в форме разделения на два отдельных ведомства.
Таким образом, семье истца денежные средства до настоящего времени не выплачены, а право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством № серии АА № осталось нереализованным.
В соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» семья истцов, состоящая из двух человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена как молодая семья в список участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
Соответственно семья истца была признана участницей подпрограммы. Сведений об отказе в выплате семье истца от банка илиМинистерства не поступало, при условии, что, исходя из системного толкования Правил, семья истца должна была получить социальную выплату в 2019 году.
Семья истца отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявивших желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Свидетельство № серии № было предоставлено сроком до 25.01.2019 в ПАО АКБ «Связь-Банк» был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы.
Как указано выше, истцом с ЖСК «Семейный» был заключен Договор паенакопления, с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты.
С момента заключения вышеуказанного договора истец своевременно вносила ежемесячные платежи в установленном размере. Согласно графику платежей (приложение №1 к Договору паенакопления №181) стороны договорились о нижеследующем:
Пайщик на момент подписания договора вносит паевой взнос в размере 612 500,00руб.
По истечении одного месяца со дня уплаты первоначального взноса пайщик вносит 900754,40 (девятьсот тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля 40 копеек от стоимости квартиры в следующем порядке: в течение 40месяцев пропорциональными платежами не позднее 25 числа каждого месяца за предыдущий месяц, что составляет 22518,86 (двадцать две тысячи пятьсот восемнадцать) рублей86 копеек.
Пайщик, Гочияева Д.Р., являющийся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике оставшуюся часть суммы в размере 572 745,00 (пятьсот семьдесят две тысячи семьсот сорок пять) рублей 00 копеек, оплачивает субсидией, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.
19.01.2021 года прокурор Прикубанского района КЧР обратился в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о предоставлении на состав семьи из 2-х человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 25.01.2021 №111 следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования истца оставлены без ответа.
Указанный ответ неправомерен, поскольку семья ФИО7 в течение 11 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 25.12.2018.
Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Таким образом, само по себе истечение этого срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.
В соответствии с пунктом 43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «г» и «е» пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома. Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентовпокредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
Между тем, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истца в неперечислении денежных средств нет. Выдачей свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.
Так, в соответствии с пунктом 35 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39-42, 44 и подпунктами «а» или «б» пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, чтопо соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплатыпокакой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Применительно к настоящему спору, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты непосвоей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.
Таким образом, право истца на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятияпопредоставлению социальной выплаты.
Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательствопоее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Молодая семья в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего правапоустановленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.
Поданномуделуюридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Как установлено судом, семья истцов, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.
Из представленных суду истцом документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>В введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска№от 22.06.2023.
Из выписки из ЕГРН от 16.10.2023 усматривается, что на объект недвижимости по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Черкесский городской округ, <адрес>В/3 <адрес>, 13.07.2023 присвоен кадастровый №.
Согласно справке ЖСК «Семейный» от 10.07.2023 пайщиком Гочияевой Д.Р. внесена сумма взноса в размере 1625254,40 руб..
Оставшаяся, неоплаченная сумма паевого взноса составляет 572745,00 руб., которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.
После полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), <адрес> многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в <адрес> переходит в собственность члену ЖСК, Гочияевой Д.Р.
Судом учитывается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в материалахделаписьменные доказательства, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствамидела, суд пришел к выводу о том, что молодая семья Гочияевой Д.Р. в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего правапоустановленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ПрокурораПрикубанского района Карачаево – Черкесской Республики, действующего в интересах Гочияевой Дианы Руслановны, удовлетворить.
ОбязатьМинистерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, ОГРН №, ИНН №, включить Гочияеву Диану Руслановну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетнего ребенка: ФИО15,ДД.ММ.ГГГГ г.р., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.
Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение2024 года предоставить (выплатить) Гочияевой Диане Руслановне, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,ФИО16,ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплатув размере 572745,60 руб., предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018 №782 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2023.
Судья Черкесского городского суда КЧР А.В. Яичникова