Дело № 33а-6958/2020
В суде первой инстанции дело № 2а-2757/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.,
при секретаре Безуглой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «Трио» к ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по Индустриальному району города Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, старшему инспектору ОНД по Индустриальному району города Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по Индустриальному району города Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Кушнаревой О.Н. о признании предписания незаконным,
по апелляционной жалобе ТСН «Трио» на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., пояснения представителя административного истца ТСН «Трио» Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСН «Трио» (далее – Товарищество) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене пункта 44 предписания № 2/1/1 от 12 февраля 2020 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного старшим инспектором ОНД по Индустриальному району города Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, которым предписано убрать почтовые ящики с путей эвакуации в жилых домах № 8 В (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6), 8 Г (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5), 8 Д (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по улице Вахова в городе Хабаровске.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2020 года в удовлетворении административных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТСН «Трио» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, выражая несогласие с видом нарушения – установкой в жилых домах на путях эвакуации почтовых ящиков, не предусмотренных проектом. Считает, что судом не применены подлежащие применению положения части 7 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", необоснованно отдано предпочтение нормам Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" перед нормами "СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" (одобренного и рекомендованного к применению Письмом Госстроя РФ от 28.04.2004 N ЛБ-131/9), при том, свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" с 19 сентября 2020 года утратил силу. Указывает, что наличие почтовых ящиков эвакуации людей не препятствует. Считает оспариваемый пункт предписания неисполнимым.
В возражениях на жалобу представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ТСН «Трио» Сергеев С.С. апелляционную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным, просил решение суда первой инстанции отменить.
Административные ответчики ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Управление надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по Индустриальному району города Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, старший инспектор ОНД по Индустриальному району города Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по Индустриальному району города Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Кушнарева О.Н. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
Совокупность указанных условий по данному делу не была установлена судом первой инстанции, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что старшим инспектором ОНД и ПР по Индустриальному району города Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Кушнаревой О.Н. в период с 27 января 2020 года по 12 февраля 2020 года проводилась проверка жилых домов №№ 8 В, 8 Г, 8 Д, по улице Вахова в городе Хабаровске.
По результатам проверки составлен акт №2 от 12.02.2020 и выдано предписание №2/1/1 от 12.02.2020 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В пункте 44 данного предписания указано, что в жилых домах по адресу: г. Хабаровск, ул. Вахова, д.8 В, в подъездах 1,2,3,4,5,6, д.8 Г, в подъездах 1,2,3,4,5, д.8 Д, в подъездах 1,2,3,4,5,6,7 на путях эвакуации установлены почтовые ящики, не предусмотренные по проекту. Срок устранения правонарушения - 28.10.2020 года.
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», частями 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктом 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.4.4.4 СП 1.13130.2009, п.6.32 СНиП 21-01-97*, пунктами 11, 16, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, исследовав представленные фотографии и проектную документацию, установил что, в нарушение проектной документации, в подъездах домов 8 «В», 8 «Г», 8 «Д» по ул.Вахова г.Хабаровска почтовые ящики вынесены на пути эвакуации.
В этой связи, суд, установив факт нарушений пожарной безопасности, отвергнув довод административного истца о невозможности исполнения предписания, сделал вывод о соответствии предписания требованиям закона.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Положениями частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Кроме того, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 2 августа 2013 года N 19-3-1-3216 "О применении нормативных актов", применение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ и части 1 статьи 46 Федерального закона от 22 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", области их применения (проектирования, строительство и эксплуатация), действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документом).
При этом письмом МЧС России от 22 марта 2013 года N 19-2-12-3578 разъяснено, что собственник вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности подобного рода объекта путем выполнения положений названного Закона и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен.
В пункте 39 Приказа МЧС России от 16 марта 2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.33 Правил).
Согласно пункту 4.4.4 СП 1.13130.2009, действовавшего на момент вынесения оспариваемого предписания, в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений.
В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.
Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.
Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только приборы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления, размещенные во встроенных шкафах из негорючих материалов. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций.
В соответствии с п.6.32* СНиП 21-0197 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто расположенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемником, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности поступей и площадок лестниц.
Установленные инспектором при проверке объекта защиты – зданий, эксплуатируемых ТСН «Трио», с участием представителя ТСН «Трио», и изложенные в акте проверки факты размещения отопительного оборудования, абонентских почтовых ящиков в подъезде в указанных местах, полностью согласуются с фотоматериалами, наглядно отображающими места расположения оборудования и абонентских почтовых ящиков в подъездах проверяемых домов. Каких-либо замечаний при составлении акта в части неверного указания в нем сведений представителем ТСН «Трио» заявлено не было, как и не представлено доказательств, опровергающих установленные факты, свидетельствующих о несоответствии фотоматериалов фактическим данным о размещении спорного оборудования в подъездах домов.
Оценив указанные доказательства, судом сделан вывод, что в подъездах домов 8 В, 8 Г, 8 Д по улуце Вахова в городе Хабаровске, почтовые ящики оказались установленными на путях эвакуации.
В этой связи, суждения автора жалобы о том, что абонентские почтовые ящики установлены застройщиком на первых этажах многоквартирных домов в соответствии с требованиями законодательства на дату ввода домов в эксплуатацию, судебная коллегия не принимает, поскольку таких доказательств ТСН «Трио» не представлено.
Размещение почтовых ящиков на путях эвакуации не в соответствии с проектной документацией подтверждает ошибочность доводов апелляционной жалобы о незаконности предписания и свидетельствует о необоснованности доводов жалобы об отсутствии сведений о сужении путей эвакуации и блокировки эвакуационных выходов установкой почтовых ящиков на первых этажах домов.
Вопреки доводам жалобы, подп. «б» пункта 36 Правил прямо содержит императивный запрет на размещение на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различных материалов, изделий, оборудования, других предметов, а также запрещает блокировать двери эвакуационных выходов.
При таких обстоятельствах, ссылки на положения норм и правил, которые, по мнению подателя жалобы, допускают размещение почтовых ящиков в месте их фактической установки в домах, в отношении которых выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства, судебной коллегией не принимаются.
Доводы жалобы о неисполнимости предписания, исходя, по мнению подателя жалобы, из фактического технико-эксплуатационного состояния объекта, необоснованности возложения обязанности по устранению допущенных нарушений на ТСН «Трио», судебная коллегия не принимает.
Как верно установлено судом, предписание выдано уполномоченным органом, содержит существо установленных нарушений, которые конкретизированы в пунктах предписания; предписание содержит ссылки на положения законодательства, требования которого нарушены; предписание устанавливает конкретные сроки его исполнения, адресовано ТСН «Торио», которое обязано его выполнить.
Анализ предписания, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о его законности и исполнимости.
Судебная коллегия отмечает, что по смыслу пункта 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и частей 1 и 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
В силу абзаца 1, 4 части 1 абзаца пятого части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В этой связи, ТСН «Трио», в силу положений ст.138 ЖК РФ, и на основании абзаца пятого части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, поскольку уполномочено собственниками помещений многоквартирного дома по управлению многоквартирным домом.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Товарищества собственников недвижимости «Трио» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | Е.А. Савченко |
С.Р. Карбовский |