Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего Кувшиновой Т.С.
при секретаре судебного заседания Романовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Р.Н. к Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области об обязании выделить охранную зону под газопроводом в отдельный участок и выкупить его,
у с т а н о в и л:
Потапов Р.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для устройства автошколы с автодромом для обучения водителей категории «В», общей площадью Х кв.м., кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ? доля указанного земельного участка была истцом продана Коношко Т.А.
На момент приобретения участка и до настоящего времени какие-либо обременения права не зарегистрированы. Между тем, на земельном участке находится муниципальная собственность, принадлежащая Богородскому муниципальному району Нижегородской области: по участку проложен надземный газопровод высокого давления Х категории № ПАО «<данные изъяты>» в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило, что в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на истца, как собственника участка, входящего в охранные зоны газораспределительных сетей, налагаются ограничения (обременения) которыми запрещается строить объекты производственного назначения, устраивать склады, и т.д. Для газораспределительных сетей устанавливается охранная зона: вдоль трасс наружных газопроводов – в виде территории, проходящей на расстоянии Х метров с каждой стороны газопровода.
Площадь земельного участка, подпадающая под охранную зону газопровода, составляет около Х кв.м., в ней выросли высокие деревья. Истец ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику письмо с требованием принять меры. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, что сам истец несет ответственность за спилку деревьев.
Таким образом, истец как собственник земельного участка был не только лишен свободного использования своей земли по своему усмотрению и в своем интересе, но также вынужден был содержать и обеспечивать охранный режим муниципального имущества ответчика в охранной зоне, при этом, оплачивая земельный налог за весь земельный участок.
Ответчик не согласился рассмотреть возможность переноса газопровода, выделить охранную зону под газопроводом в отдельный земельный участок и выкупить его по кадастровой стоимости, произвести обмен земельными участками с аналогичной кадастровой стоимостью.
Ссылаясь на положения статьи 304 Гражданского кодекса РФ, истец просил (с учетом заявления в порядке статьи 39 ГПК РФ от ДД.ММ.ГГГГ) обязать ответчика выделить охранную зону по земельному участку № по <адрес> под надземным газопроводом высокого давления Х категории <данные изъяты> мм, принадлежащем ответчику, в отдельный участок в соответствии с размерами прилагаемой топографической съемки и выкупить его у истца и третьего лица по кадастровой стоимости.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечено ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
В судебном заседании истец Потапов Р.Н., его представитель Григорьева О.А. исковые требования по доводам заявления поддержали.
Представитель ответчика Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области Терентьева Е.А. иск не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует земельное законодательство, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Статьей 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1).
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 2).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3).
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок (пункт 4).
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке (пункт 7).
Судом установлено, что истец Потапов Р.Н., третье лицо Коношко Т.А. являются собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, склады, общей площадью Х кв.м., кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, по ? доле в праве общей долевой собственности, каждый (л.д.№).
Право собственности Потапова Р.Н. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из топографической съемки (л.д.№), в границах этого земельного участка проходит газопровод.
Собственником данного надземного газопровода высокого давления кадастровый №, является <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) на основании решения суда о признании имущества бесхозяйным. Газопровод передан в аренду с ДД.ММ.ГГГГ на Х лет ОАО «Нижегородоблгаз» (в настоящее время - ПАО «<данные изъяты>»).
Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определено понятие охранная зона газопровода: это зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Правительством РФ 20.11.2000 издано Постановление №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» (далее – Правила), которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
В силу пункта 2 Правил (здесь и далее, в редакции от 17.05.2016), они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Пунктом 7 Правил установлено, что для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:
вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
Согласно пункту 8, отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
Пунктом 14 Правил установлено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения). В данном пункте перечислены запреты для лиц, указанных в пункте 2 Правил, на осуществление определенной деятельности.
В соответствии с пунктом 17 Правил, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
В соответствии с пунктом 18 Правил, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 28 Правил, для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.
В силу положений пункта 4 статьи 1, части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и охранные зоны, определяются в результате градостроительного зонирования.
С 01.01.2019 в силу вступил Федеральный закон от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным законом Земельный кодекс РФ дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий».
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 3 той же статьи, земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 105 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса РФ, со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 7 той же статьи предусмотрено, что в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 12 той же статьи, выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, возмещение за прекращение прав на земельный участок в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи осуществляются по требованию гражданина или юридического лица - правообладателя земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, направляемому соответственно правообладателю здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщику, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса.
Статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено следующее:
до ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда (часть 8);
в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9);
если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи (часть 14);
в целях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена (часть 17).
Из приведенных законоположений в совокупности с обстоятельствами по настоящему делу суд приходит к следующим выводам:
охранная зона надземного газопровода высокого давления кадастровый №, принадлежащего муниципальному образованию Богородский муниципальный район Нижегородской области (зона с особыми условиями использования территории), не считается установленной в силу отсутствия предусмотренных частью 8 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» условий: отсутствуют решения компетентного органа об установлении охранной зоны, согласование границ охранной зоны (законодательством предусмотрена необходимость принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения об утверждении границы охранной зоны), отсутствуют соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие отсутствие необходимости утверждения либо согласования границы охранной зоны, решения суда, отсутствует описание местоположения границ охранной зоны, границы не обозначены на местности;
с учетом данного факта, законодателем предписано установление границ охранной зоны газопровода в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
для установления охранной зоны газопровода его собственник в лице ответчика по настоящему делу должен обеспечить подготовку сведений о границах этой зоны и обратиться с заявлением об установлении зоны в орган государственной власти, уполномоченный на принятие решения.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела предельный срок для проведения административных мероприятий по установлению охранной зоны газопровода не истек. В связи с этим, оснований для понуждения ответчика осуществить эти мероприятия на основании решения суда, не имеется.
Кроме того, положениями частей 22, 24, 26 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий и (или) границ таких зон, ограничением прав правообладателей земельных участков и (или) расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества. Такие убытки возмещаются в соответствии со статьями 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции этого Федерального закона) с учетом особенностей, установленных частями 23, 24, 29 - 33, 35, 36, 41 - 43 настоящей статьи.
При этом выкуп земельных участков правообладателями сооружений, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Выкуп земельного участка, либо возмещение убытков осуществляется по требованию собственника такого земельного участка, направленного в срок не более чем пять лет со дня установления, изменения зоны с особыми условиями использования территории, либо со дня, когда указанные лица узнали или должны были узнать об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории или наступлении указанных обстоятельств.
Отсутствие в настоящее время установленной охранной зоны газопровода, не истечение срока производства административных процедур, отсутствие доказательств невозможности использования принадлежащего истцу земельного участка по его целевому назначению исключают возможность удовлетворения заявленного им иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Потапову Р.Н. в удовлетворении иска к Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области об обязании выделить охранную зону под газопроводом в отдельный участок и выкупить его, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через городской суд.
Судья Т.С.Кувшинова