дело № 2-647/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2021 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.
при секретаре Ревякиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Мартыновой Галины Васильевны к администрации г. Орла, Управлению Росреестра по Орловской области о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Мартынова Г.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о снятии с кадастрового учета и признании права собственности на жилой дом.
В обоснование иска указала, что на праве собственности ей принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 646 кв.м., видом разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, по адресу: <адрес>. В границах земельного участка располагался жилой дом с кадастровым №, площадью 123,1 кв.м., который был уничтожен пожаром. На месте старого дома возведен новый жилой дом площадью 302,2 кв.м. Оформить право собственности на вновь возведенный объект недвижимости не представляется возможны, в связи с тем, что в границах принадлежащего ей земельного участка находится жилой дом, который фактически не существует. Управлением Росреестра по Орловской области отказано в снятии жилого дома с государственного кадастрового учета, из-за отсутствия правоустанавливающих документов.
Просит снять с государственного кадастрового учета здание, назначение: жилое, наименование: жилой дом, кадастровый №, площадью 123,1 кв.м., местоположением: <адрес>. Признать право собственности на здание, общей площадью 302,2 кв.м., назначение: жилой дом, наименование: объект индивидуального жилищного строительства, количество этажей 2, по адресу: <адрес>.
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 03.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Орловской области.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании ордера Гришакова А.Г., требование Мартыновой Г.В. поддержала, по основаниям изложенным в заявлении, при этом уточнила требования просила признать за Мартыновой Г.В. право собственности на здание, общей площадью 302,2 кв.м., назначение: жилой дом, наименование: объект индивидуального жилищного строительства, количество этажей 2, по адресу: <адрес>. Требование о снятии с государственного кадастрового учета здания, назначение: жилое, наименование: жилой дом, кадастровый №, площадью 123,1 кв.м., местоположением: <адрес> просила не рассматривать, поскольку на кадастровый учет с кадастровым номером 57:25:0030736:51 поставлен самовольно возведенный жилой дом, площадью 302,2 кв.м.
В судебное заседание ответчик - представитель администрации г. Орла не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик – представитель Управления Росреестра по Орловской области, действующий на основании доверенности Докукин А.А., возражая относительно заявленных требований, пояснил, что самовольно возведенный жилой дом площадью 302,2 кв.м. внесен в ГКН и поставлен на кадастровый учет. Кадастровый № присвоен самовольно возведенному жилому дому площадью 302,2 кв.м., а не ранее сгоревшему старому дому. В Росреестре данных о том, что старый дом стоял на кадастровом учете не имеется. Просил суд исключить Управление Росреестра из числа ответчиков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются ст. 222 ГК РФ, в соответствии с которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которое означает - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014), следует, что положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). При этом при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2).
В соответствии со ст. ст. 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014) перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170).
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что земельный участок площадью 646 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Мартыновой Г.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В границах земельного участка по адресу: <адрес> располагался жилой дом с кадастровым №, площадью 123,1 кв.м., который был полностью уничтожен пожаром, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГУП ОЦ «Недвижимость».
Как указано в исковом заявлении, истец на месте старого дома возвела новый жилой дом, общей площадью 302,2 кв.м.
Согласно техническому плану здания площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет 302,2 кв.м.
Мартынова Г.В. обратилась в Управление градостроительства администрации г. Орла с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
В ответ на обращение письмом Управления градостроительства администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ уведомление Мартыновой Г.В. оставлено без рассмотрения, по тем основаниям, что согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в пределах земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030736:21 расположен ранее учтенный жилой дом с кадастровым №. На данный объект капитального строительства, расположенный на месте предполагаемого размещения объекта индивидуального жилищного строительства, правоустанавливающие документы не представлены.
В целях узаконивания возведенного жилого <адрес> Мартынова Г.В. обращалась с соответствующим заявлением в администрацию г. Орла.
В ответ на обращение письмом администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в оформлении разрешения на том основании, что жилой <адрес> возведен без разрешения на строительство и уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, а значит на основании ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой.
Обосновывая свои исковые требования, истец указал, что, несмотря на отсутствие разрешения на строительство, выполненные работы по строительству жилого дома не нарушают права и охраняемые интересы других лиц и не создают угрозу их жизни и здоровью.
Согласно заключению о техническом состоянии несущих строительных конструкций, выполненному ООО «Проектное бюро «Полис», несущие конструкции (стены, перекрытия, стропильная система) обследуемого дома по адресу: <адрес> находятся в работоспособном техническом состоянии. Обеспечение жизнедеятельности в обследуемом доме соответствует СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» и СанПиН 2.12.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно результатам визуального обследования и соответствия вышеуказанным нормативным документам, обследуемый дом пригоден для проживания.
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требованиям пожарной безопасности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненному Фондом пожарной безопасности, жилой дом не соответствует требованиям п.4.3 Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в части противопожарных расстояний между зданиями (расстояние от соседнего <адрес> составляет 6м и 3,1и, при минимально допустимом расстоянии 10м).
Из письма АО «Орелоблэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не затрагивают охранной зоны электрических сетей АО «Орелоблэнерго» не создают препятствие при обслуживании.
Согласно сообщению АО «Газпром газораспределение Орел» от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, установлено, что возведенное строение не препятствует обслуживанию газопровода низкого давления, и не нарушает требований действующих нормативных документов.
Из письма МПП ВКХ «Орелводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размещение возведенного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствует своду правил СП 42.13330.2016 «СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Из градостроительного заключения МУП «Управление разработки градостроительной документации г. Орла» следует, что жилой дом, согласно технического плана, площадью 219,2 кв.м. соответствует градостроительному регламенту по виду разрешенного использования земельного участка для данной территориальной зоны и не соответствует градостроительному регламенту в связи с расположением земельного участка на территории санитарно-защитной зоны предприятия,
Жилой дом площадью 219,2 кв.м. соответствует градостроительному регламенту по предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для данной территориальной зоны, в части минимального отступа от границы земельного участка, не нарушает строительные нормы и правила.
Таким образом, исходя из анализа представленных доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что самовольно возведенный жилой дом, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует требованиям строительных норм и правил, таким образом, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Требования, заявленные к Управлению Росреестра судом не рассматриваются, при этом суд исходит из позиции представителя истца, просившей не рассматривать заявленные требования, а также то обстоятельство, что на кадастровом учете в Росреестре стоит возведенный истцом дом, следовательно, требования заявлены неправомерно, в связи с чем Управление Росреестра подлежит исключению из числа ответчиков по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Мартыновой Галины Васильевны к администрации г. Орла, Управлению Росреестра по Орловской области о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
Признать за Мартыновой Галиной Васильевной право собственности на жилой дом площадью жилого <адрес>
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 29.06.2021 года.
Судья О.В. Авраменко.