Решение по делу № 3а-114/2018 от 30.01.2018

Дело № 3а-114/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 06 марта 2018 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

при секретаре Сивергиной В.Н.,

с участием представителя административного истца Сураковой Р.М. – Шибаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сураковой Р.М. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

Суракова Р.М. обратилась с административным иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, а также к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 2785000 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого ей налога на имущество физических лиц.

Административный истец в судебное заседание не явился, направил своего представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований и просил исключить из числа административных ответчиков филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми.

Определением судьи от 15.02.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (Управление Росреестра по Республике Коми), указанное административным истцом в качестве заинтересованного лица.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Коми и Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, до судебного заседания направили отзывы на административное исковое заявления, в которых не высказали возражений против заявленных требований и оставили разрешение рассматриваемого административного искового заявления на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявления, из которого следует, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим административным ответчиком.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Административный истец является собственником нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом (правопреемник - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений) от 30.11.2015 № 329Д утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 01.01.2015.

Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере 3662735 рублей 19 копеек.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.12.2015.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Согласно представленному отчёту № <Номер обезличен> от 01.12.2017 об оценке рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> составляла 2785000 рублей.

Административными ответчиками данных об иной рыночной стоимости объекта недвижимости в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.

Поскольку представленный административным истцом отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и не вызвал сомнений в достоверности, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу 1 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным ответчиком в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 12.12.2017.

Следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2017.

Рассматривая доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в той части, что данное учреждение является ненадлежащим ответчиком, суд пришёл к следующему выводу.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Как указано в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» ни к одному из указанных органов не относится, он был бы ненадлежащим ответчиком по делу.

Учитывая, что административным истцом в качестве административного ответчика указан филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, представитель административного истца в судебном заседании просил исключить данное учреждение из числа ответчиков, суд не увидел необходимости в решении вопроса о привлечении к участию в деле в качестве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», в связи с чем, исключает указанный филиал по Республике Коми из числа ответчиков, поскольку филиал не может быть субъектом данных правоотношений.

Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Сураковой Р.М. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 2785000 (два миллиона семьсот восемьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2017 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления Сураковой Р.М. о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 декабря 2017 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 07 марта 2018 года.

Председательствующий судья         И.В.Пластинин

3а-114/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суракова Р.М.
Ответчики
Министерство РК имущественных и земельных отношений
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Другие
Управление Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее