№2-3579/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2016 г. гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Наумовой А.В. при секретаре Цыденовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костыриной Г.А. к ПАО «ТГК -14» о взыскании переплаты, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Костырина Г.А. обратилась в суд с иском, указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Право владения общей долевой собственностью за ней не зарегистрировано, следовательно, владельцем общей долевой собственности она не является. Со стороны ответчика в лице ПАО «ТГК-14» нарушена законность получения платежа за коммунальные услуги, что привело к неосновательному обогащению. Многоквартирный дом является собственностью государства, у нее нет договорных отношений с ПАО «ТГК-14», в связи с чем, отсутствуют законные основания для осуществления финансовых платежей. Так как у ПАО «ТГК-14» договорные отношения с МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользования г. Улан-Удэ» по аренде имущества, администрация должна оплачивать коммунальные услуги собственников.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации № 142995 АД/7 предусмотрено, что организации, специализирующиеся на предоставлении услуг по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не имеют право зачислять плату за жилое помещение и коммунальные услуги на свои банковские счета, взыскание и просроченные задолженности может заказывать РЦД лицами.
Между ПАО «ТГК-14» и управляющей организацией отсутствует договор, а оплата должна производиться через платежный документ управляющей компании.
Расчет платы должен производиться с применением коэффициента периодичности.
Просит взыскать с ПАО «ТГК-14» переплату за период с 2010 года по 2016 года в размере *** руб., штраф за отказ вернуть переплату в добровольном порядке, взыскать компенсацию морального вреда за неправильное начисление и взимании длительного времени платы за коммунальные услуги в размере *** руб.
27 июля 2016 года в суд поступило дополнение к исковому заявлению Костыриной Г.А., в котором она также указывает на отсутствие письменного договора, также указывает, что ПАО «ТГК-14» является потребителем, посредником между Костыриной Г.А. и ресурсоснабжающей организацией, тепло предоставляется ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Также согласно дополнению истец просила признать ПАО «ТГК-14» по отношению к ней посредником, которая необоснованно взимает с нее плату за коммунальные услуги, дополнить к сумме взыскания 2008 и 2009 год в размере 24686 руб.
Судом принято к иску в части размера подлежащей взысканию суммы в именно *** руб.
В судебном заседании Костырина Г.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и дополнении, пояснила, что коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению она получает, но договорных отношений у нее с ответчиком нет.
Представитель ПАО «ТГК-14» Очирова Е.Б. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что договор теплоснабжения между ПАО «ТГК-14» и потребителем тепловой энергии Костыниной Г.А. заключен посредством совершения последней конклюдентных действий, отношения между сторонами являются состоявшимися, также необоснованным является довод о применении коэффициента периодичности платежа для расчета размера платы за отопление, норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан исходя из равномерного распределения на 12 месяцев, моральный вред истцом не доказан. Также пояснила, что квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета горячей воды, прибор учета отопления отсутствует. ОАО «ТГК-14» является ресурсоснабжающей организацией, является исполнителем коммунальных услуг, производит коммунальные ресурсы и передает их потребителям, ТЭЦ -1 и ТЭЦ 2 являются филиалами общества. Просила в иске отказать. Кроме того просила применить срок исковой давности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истцу Костыриной Г.А. на праве общей долевой собственности (3/4 доли) принадлежит квартира, расположенная по адресу: ....
То обстоятельство, что Костырина Г.А. пользуется услугами отопления и горячего водоснабжения, последняя в судебном заседании подтвердила.
В спорный период ответчик предоставлял истцу коммунальные услуги по горячему водоснабжению, отоплению.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 548 ГК РФ).
На основании ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 коммунальные услуги предоставляются с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
В соответствии с п. 6 указанных правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Как следует из п. 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из обстоятельств дела следует, что письменный договор между сторонами заключен не был, при этом истец не оспаривает того обстоятельства, что потребляет тепловую энергию и из материалов дела следует, что она оплачивает услуги отопления и горячего водоснабжения. Таким образом, договор между сторонами заключен путем совершения конклюдентных действий и считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Пунктом 34 указанных Правил на потребителя возложен ряд обязанностей, в том числе своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
То есть, дополнительной регистрации права на общую долевую собственность не требуется.
Довод иска о том, что оплата за коммунальные услуги должна производиться администрацией безоснователен и судом во внимание не принимается.
Наличие договора аренды имущественного комплекса, заключенного между МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» и ОАО «ТГК-14» не свидетельствует о том, что на администрацию возлагается обязанность по оплате за коммунальные услуги. Указанный договор регулирует отношения сторон по предоставлению во временное владение и пользование имущественного комплекса объектов теплоснабжения г. Улан-Удэ и правоотношения, возникающие с потребителями коммунальных услуг не затрагивает.
Довод о том, что ПАО «ТГК-14» не является исполнителем коммунальных услуг, бездоказателен и не принимается судом во внимание. То обстоятельство, что источниками тепловой энергии являются ТЭЦ, что следует из письма председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ не свидетельствует об обоснованности заявленных требований, ТЭЦ юридическим лицом не является и соответственно не может рассматриваться в качестве исполнителя услуг или ресурсоснабжающей организации.
Доказательств тому, что иное юридическое лицо предоставляет услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и соответственно является исполнителем услуг, стороной истца не представлено.
Рассматривая довод о применении коэффициента периодичности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 6 мая 2011 года издано Постановление N 354, пунктом 1 которого утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными данным Постановлением (подпункт "а" пункта 1);
органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1).
Согласно пункту 2 Постановления N 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
Реализуя право, предоставленное субъекту Российской Федерации нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, постановлением правительства Республики Бурятия № 532 от 13 сентября 2012 года "Об особенностях применения в 2012 -2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Бурятия» оплате коммунальной услуги по отоплению на территории Магаданской области" установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2012 годах применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2014 года № 687 «О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года» предусмотрено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплениюс 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Так как на территории Республики Бурятия в соответствии с указанными постановлениями при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению используются (по 30 июня 2016 года) нормативы, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, определенные с равномерным распределением за все расчетные месяцы календарного года, следовательно, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится без применения коэффициента периодичности.
При таких обстоятельствах доводы истца Костыриной Г.А., полагавшей необоснованным осуществление ответчиком расчета размера платы без применения коэффициента периодичности, являются несостоятельными.
Ссылку истца на несоблюдение Федерального закона "О персональных данных" суд находит необоснованной.
В ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" предусматривается, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи; согласия субъекта персональных данных, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
В силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Поскольку обработка персональных данных Костыриной Г.А. осуществляется ответчиком в целях исполнения договора, нарушений закона суд не усматривает.
Ссылка истца на то, что плата должна производиться через платежный документ управляющей организации является несостоятельной и не свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Установление нарушений прав Костыриной Г.А. как потребителя, является обязательным условием для вынесения решения об удовлетворении исковых требований, что согласуется с общими положениями ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающими судебную защиту только нарушенных гражданских прав.
Нарушений прав Костыриной Г.А. как потребителя в ходе рассмотрения дела не усматривается, в связи с чем требования о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению.
К требованию о взыскании переплаты за период с 2008 года по 14 июня 2013 года подлежит применению срок исковой давности, предусмотренный ч. 1 ст. 196 ГК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Правовых оснований для взыскания оплаченных услуг по отоплению и горячему водоснабжению суд не усматривает.
Требование о взыскании штрафа также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Костыриной Г.А. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 августа 2016 года.
*
*
Судья А.В. Наумова
*
*
*