53MS0037-01-2023-002465-80
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-10080/2024
13-165/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 20 мая 2024 г.
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Какурина А.Н., рассмотрев единолично в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на определение мирового судьи судебного участка № 5 Валдайского судебного района Новгородской области от 8 ноября 2023 г. и апелляционное определение Валдайского районного суда от 22 января 2024 г. по гражданскому делу № 13-165/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, замене взыскателя в порядке правопреемства,
у с т а н о в и л :
судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Валдайского судебного района Новгородской области от 3 июля 2014 г. с ФИО5 в пользу ОАО АКБ «Пробизнес» взыскана задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 48 801,37 руб., судебные расходы в размере 832,02 руб.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с заявлением о замене взыскания в порядке процессуального правопреемства, восстановлении срока для предъявления судебного приказа к исполнению, основывая своё заявление на заключении договора уступки прав требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Валдайского судебного района Новгородской области от 8 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Валдайского районного суда Новгородской области от 22 января 2024 г., в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 просила об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В соответствии с положениями части 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения права по настоящему делу допущены судами.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 21, 22, 23, 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 44, 432 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации», исходил из того, что срок предъявления судебного приказа к исполнению не прерывался, истёк, оснований признать уважительными причины пропуска срока не имеется.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Как следует из материалов дела, судебный приказ от 3 июля 2014 г. № 2-496/2014 был предъявлен к исполнению 28 ноября 2018 г., возвращён взыскателю 6 мая 2022 г. по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание).
Как следует из пункта 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2022 г.), в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения начинает течь новый трехгодичный срок предъявления исполнительного листа к исполнению.
Вопреки выводам судов двух инстанций, судами не учтено, что взыскателем были совершены надлежащие действия по исполнению судебного акта в установленный срок, при этом доказательства исполнения судебного акта суду не представлены.
Таким образом, судами при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции находит нужным отменить апелляционное определение Валдайского районного суда Новгородской области и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявление в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░