Судья Кочанов Л.А. Дело № 21-65/2021 (№ 12-82/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 10 февраля 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе защитника ПАО "МСРК Северо-Запада" Кузьмина Е.В. на решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 24 декабря 2020 года, которым
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении <Номер обезличен>, вынесенное в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Северо-Запад" по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, а жалоба законного представителя филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Северо-Запад" в Республике Коми Кузьмина Е.В. - без удовлетворения,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении <Номер обезличен> ПАО "МРСК Северо-Запад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, законный представитель ПАО "МРСК Северо-Запад" обратился в Прилузский районный суд с жалобой.
Судьёй принято приведённое выше решение.
Не согласившись с указанным решением, защитник ПАО "МРСК Северо-Запада" Кузьмин Е.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием, либо снизить размер штрафа до минимального предела.
ПАО "МРСК Северо-Запада", надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения дела, явку своего защитника или законного представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В силу пунктов 34, 65 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу пункта 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223, (действовавших на момент проведения проверки) лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Республики Коми от 28 апреля 2020 года № 212 с 30 апреля 2020 года на территории Республики Коми установлено начало пожароопасного сезона.
В ходе проведения 27 июля 2020 года патрулирования, проведённого на основании приказа главного лесничего ГУ РК "..." <Номер обезличен> от 27 июля 2020 года, в квартале <Адрес обезличен> в деятельности ПАО "МРСК Северо-Запад" выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в оставлении материалов (порубочных остатков) в период пожароопасного сезона, в оставлении порубочных остатков, составлен акт.17 августа 2020 года участковым лесничим государственным лесным инспектором Республики Коми ... в отношении ПАО "МРСК Северо-Запад" составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен>, в соответствии с которым ПАО "МРСК Северо-Запад" в период с апреля по ноябрь 2018 года в квартале <Адрес обезличен> после расчистки ЛЭП оставлена древесина, порубочные остатков длиной более 20 см не осуществило. Судья районного суда, признавая постановление административного органа законным и обоснованным, исходил из того, что из исследованных судом материалов следует, что в период совершения инкриминируемого деяния ПАО "МРСК Северо-Запада" являлось сетевой организацией и в силу пунктов 16, 34, 65 Правил пожарной безопасности в лесах обязано было обеспечивать содержание просек линий электропередач в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, а равно оценив исследованные доказательства, судья пришёл к выводу, что вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. Факт совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами. Данные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и районным судом достаточными для разрешения дела по существу, они получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности Общества в несоблюдении законодательства о пожарной безопасности в лесах. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи районного суда не имеется. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса. Довод жалобы о том, что акт патрулирования территории лесного фонда от 27 июля 2020 года является ненадлежащим доказательством по делу об административном правонарушении состоятельным признать нельзя, поскольку патрулирование проводилось на основании приказа главного лесничего ГУ РК "..." <Номер обезличен> от 27 июля 2020 года. В рассматриваемом случае факт нарушения выявлен должностным лицом ГУ РК "..." - участковым лесничим ... на открытой к доступу неограниченного круга лиц территории в патрулирования территории лесного фонда. На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и Общества не требовалось. Патрулирование территории лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Непосредственное обнаружение лесным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод Общества о дате патрулирования лесного участка 21 июля 2020 года и месте патрулирования - <Адрес обезличен> опровергается материалами дела, поскольку в деле об административном правонарушении имеется акт патрулирования, датированный 27 июля 2020 года, на который также ссылается должностное лицо административного органа при составлении протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> от 17 августа 2020 года, в связи с чем, ошибочное указание в постановлении <Номер обезличен> о назначении административного наказания от 06 октября 2020 года даты акта патрулирования "21 июля 2020 года" и места патрулирования - <Адрес обезличен> является технической опиской, что также подтверждается указанием в последующем в постановлении места совершения правонарушения - территория лесного фонда в границах охранных зон линейных объектов <Адрес обезличен> на общей площади ..., проходящей в квартале <Адрес обезличен>. Доводы жалобы о том, что Правила пожарной безопасности в лесах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, прекращают своё действие 01 января 2021 года, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о незаконности состоявшихся актов. Доводы, имеющие правовое значение, в том числе доводы об указании в абзаце 4 описательно-мотивировочной части постановления административного органа ..., о малозначительности совершённого административного правонарушения, а также довод о наличии договорных отношении между ПАО "МРСК Северо-Запад" и ООО "...", являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведённым в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судьи о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства о пожарной безопасности в лесах и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судом обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является. Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторного совершения однородного административного правонарушения. Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил: решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника ПАО "МРСК Северо-Запада" - без удовлетворения. Судья В.М. Соболев Копия верна, судья: Соболев В.М.