Дело № 2-3180/2020 02 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Щетникова П.С.
при секретаре Хачаке М.А.
с участием:
-представителя истцов Семенковой М.В., действующего по доверенности от 18 октября 2019 года сроком на 3 (три) года и доверенности от 23 ноября 2019 года сроком на 1 (один) год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенкова Дмитрия Сергеевича и Игошиной Натальи Сергеевны о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Семенков Д.С. и Игошина Н.С. обратились в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Семенкову Ю.В. и Семенковой А.Я., в котором просили восстановить срок для принятия наследства после смерти дедушки Семенкова Н.И.
В обоснование требований указали, что являются наследниками по праву представления после смерти своего отца Семенкова С.Н., в предусмотренный законом срок с заявлением о принятии наследства дедушки к нотариусу не обратились по уважительным причинам.
В судебное заседание стороны и 3-е лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам главы 10 ГПК РФ, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили, истцы ведут дело через представителя.
Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Часть 1 статьи 167 ГПК РФ обязывает лиц, участвующих в деле, до судебного заседания известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Статья 169 ГПК РФ предусматривает отложение дела, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела, по существу.
Неявка в судебное заседание сторон и 3-его лица не препятствует рассмотрению дела и в соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истцов, поддержавшего исковое заявление, пояснившего, что заявители не болели, об открытие наследства знали, но просто не успели обратиться к нотариусу, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 07 января 1964 года между Семенковым Н.И., <дата> года рождения, и Г А.Я., <дата> года рождения, заключен брак, жене присвоена фамилия Семенкова (свидетельство о заключении брака <№>.
Семенков Н.И., <дата> года рождения, является отцом, а Семенкова А.Я., <дата> года рождения, является матерью Семенкова С.Н., <дата> года рождения.
01 августа 1981 года между Семенковым С.Н., <дата> года рождения, и П М.В., <дата> года рождения, заключен брак, жене присвоена фамилия Семенкова (свидетельство о заключении брака <№>).
Семенков С.Н., <дата> года рождения, является отцом, а Семенкова М.В., <дата> года рождения, является матерью Семенкова Д.С., <дата> года рождения, и Семенковой Н.С., <дата> года рождения (свидетельства о рождении <№> и <№>).
22 июня 2002 года между Игошиным С.В., <дата> года рождения, и Семенковой Н.С., <дата> года рождения, заключен брак, жене присвоена фамилия Игошина (свидетельство о заключении брака I<№>).
27 октября 2011 года Семенков Н.И., 27 декабря 1935 года рождения, составил завещание, удостоверенное нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга Мухиным О.И., согласно которому всю долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, завещал Семенкову Ю.В., <дата> года рождения.
07 декабря 2013 года скончался Семенков С.Н., <дата> года рождения, о чем ОЗАГС Петродворцового района Комитета по делам ЗАГС Правительства СПб составлена запись акта о смерти №1585 (свидетельство о смерти <№>).
В квартире, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, с 23 апреля 1982 года по 21 апреля 2019 года был зарегистрирован и проживал Семенков Н.И.
21 апреля 2019 года скончался Семенков Н.И., <дата> года рождения, о чем Отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга составлена запись акта о смерти №170199780002317566004 (свидетельство о смерти <№>).
18 октября 2019 года Семенкова А.Я. обратилась к нотариусу нотариального округа Санкт-Петербурга Ермакову С.Р. с заявлением о принятии наследства после умершего 21 апреля 2019 года Семенкова Н.И., на основании которого заведено наследственное дело №<№>
25 ноября 2019 года Игошина Н.С. и Семенков Д.С. обратились к нотариусу нотариального округа Санкт-Петербурга Ермакову С.Р. с заявлением о принятии наследства после умершего 21 апреля 2019 года Семенкова Н.И.
19 декабря 2019 года Семенков Д.С. и Игошина Н.С. обратились в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Семенкову Ю.В. и Семенковой А.Я., в котором просили продлить им срок для принятия наследства после смерти дедушки Семенкова Н.И.
Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Принятие наследства согласно пункту 1 статьи 1153 ГК РФ осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В пункте 40 названого Постановления отмечено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истцы пропустили срок для принятия наследства после смерти Семенкова Н.И., проживающего на день смерти по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, при этом как следует из представленных в материалы дела чеков и квитанций, осуществляли за свой счет захоронение дедушки.
Согласно пункту 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Таким образом, суд может восстановить наследникам срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только того обстоятельства, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и доказательства того, что он не должен был знать об этом по объективным, не зависящим от него, связанным с личностью обстоятельствам, а также при условии соблюдения наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Суд исходит из того, что причины пропуска срока для принятия наследства, изложенные Семеновы Д.С. и Игошиной Н.С., а именно: они были осведомлены о наличии завещания, а ранее обращались в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о продлении срока для принятия наследства, а так же позднее получение уведомления от нотариуса Ермакова С.В. об открытии наследственного дела №271/2019, не являются уважительными, поскольку наследники при наличии заинтересованности обязаны были самостоятельно проявить внимание к судьбе наследственного имущества, а равно реализовать свое право на наследство по закону, чего сделано не было.
Более того, из материалов дела следует, что указанная квартира по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес> не принадлежала наследодателю на праве собственности, сведений о наличии иного наследственного имущества в материалах дела не имеется, то есть удовлетворение требований не влечет для истцов восстановления каких-либо нарушенных прав, таким образом, в удовлетворении искового заявления о восстановлении срока для принятия наследства необходимо отказать.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 года №1642-О-О указано, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Согласно требованиям, статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исходя из бремени доказывания, установленного для данной категории дел, обязанность доказать то, что срок для принятия наследства не пропущен, а равно, что имеются уважительные причины для его восстановления, лежит на истцах. Однако, каких-либо доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, Семенковым Д.С. и Игошиной Н.С. не представлено, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Семенкову Дмитрию Сергеевичу и Игошиной Наталье Сергеевне отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2020 года.
<...> | <...> |
<...>
<...>