Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
08 июля 2016 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области к Ч.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №4 по Тверской области обратилась в суд с иском к Ч.А. земельного налога в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты>, а также, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <данные изъяты>.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что административный ответчик Ч.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество и земельные участки. Однако, Ч.А. не исполняет надлежаще свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем образовалась задолженность по земельному налогу за 2014 г. в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты>, а также, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в общей сумме <данные изъяты>. В добровольном порядке задолженность погашена не была, в связи с чем, Ч.А. было направлено требование об уплате задолженности по налогам. Указанное требование не было исполнено в добровольном порядке, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России №4 по Тверской области была вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Ч.А. в судебное заседание не явился, несмотря на предпринятые судом меры к его надлежащему уведомлению о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств об отложении дела суду не представил.
Из материалов дела следует, что адрес ответчика указан как: 141983, <адрес>, (иных адресов ответчика материалы дела не содержат). По указанному адресу суд направлял ответчику определение о принятии административного искового заявления, копию искового заявления с приложенными документами, судебные повестки, однако адресат корреспонденцию не получил; в связи с истечением срока хранения письма были возвращены в адрес суда.
В силу части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, явка сторон не была признана обязательной, и поскольку каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность установлена частью 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.04.2015 г.) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
На основании Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы.
В соответствии с ч.1, 2 ст.65 Земельного кодекса РФ, использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.390 и ч.1 ст.393 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Срок уплаты физическими лицами земельного налога предусмотрен непосредственно в Налоговом кодексе РФ - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ).
В силу ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что Ч.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
По данным, представленным в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Ч.А. в период формирования задолженности по налогам, на праве собственности принадлежало следующее имущество:
- земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>;
- земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>;
- здание коровника лит. «А» с тамбуром лит. «а», кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>;
- здание телятника лит. «А» с тамбуром лит. «а» и пристройкой лит. «а1», кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>;
Налоговой инспекцией ответчику начислен земельный налог за 2014 г. в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере <данные изъяты> и направлено налоговое уведомление № от 07.05.2015 г., в котором указано, что обязанность по уплате налогов должна быть осуществлена в срок не позднее 01.10.2015 года.
В добровольном порядке ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была, в связи с чем, налоговым органом в адрес ответчика было выслано требование об уплате налога №, в котором сообщалось, что по состоянию на 16.10.2015 г. задолженность по земельному налогу составляет <данные изъяты>, задолженность по налогу на имущество физических лиц составляет <данные изъяты>; было предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до 27.01.2016 г.
Расчет налогов судом проверен и признается арифметически верным, расчет ответчиком не оспаривался, доказательств полного или частичного погашения задолженности по налогам стороной ответчика не представлено.
Из материалов дела усматривается, что, несмотря на направленные в адрес Ч.А. уведомление и требование, ответчик налоги не уплатил. Следовательно, поскольку обязанность по оплате налогов за ответчиком не была исполнена, то требования налогового органа о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу за 2014 г. в размере <данные изъяты>, а также, по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере <данные изъяты> законно, обоснованно, а потому подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика пени, суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме
Согласно представленному истцом расчету сумма пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 02.10.2015 г. по 22.03.2016 г. составляют в общей сумме <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество – <данные изъяты>.
Проверив расчет пени за несвоевременную уплату налога на имущество и земельного налога, суд признает его арифметически верным, расчет является полным, произведен с момента образования задолженности по день обращения с иском, с указанием размера недоимки для пени, 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в это время. Кроме того, размер пени ответчиком не оспаривался, доказательств частичного или полного погашения пени ответчиком не представлено.
Поскольку в установленный законом срок ответчик не произвел уплату земельного налога за 2014 г., а также налога на имущество за 2014 г., заявленных истцом ко взысканию, то с ответчика в пользу истца надлежит взыскать пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дело следует, что требованием об уплате налога № от 16.10.2015 г. был установлен срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога до 27.01.2016 г.
Соответственно шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании налога и пени, исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с 27.01.2016 года.
Срок обращения в суд для подачи заявления налоговым органом истекал 28.07.2016 года, истец обратился в суд 11.05.2016 г., то есть в срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что истец в силу положений ст. 333.36 НК РФ при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая полное удовлетворение исковых требований, то с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области к Ч.А. о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Ч.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области задолженность по земельному налога за 2014 г. в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 г. в размере <данные изъяты>, задолженность по налогу на имущество за 2014 г. в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Взыскать с Ч.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 12 июля 2016 года.
Судья: