ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 3-1129/2019
29 октября 2019 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рафиенко Е.Р.,
с участием представителя административного истца ООО «Аттестационный Центр СваркаТехСервис» - Батталова Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аттестационный Центр СваркаТехСервис» (далее – ООО «Аттестационный Центр СваркаТехСервис») к Правительству Республики Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «Аттестационный Центр СваркаТехСервис», являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., расположенных в адрес, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость объектов капитального строительства в результате проведенной государственной кадастровой оценки жилого и нежилого фонда в Республике Башкортостан не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика ... №... от дата.
Данное обстоятельство затрагивает законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений равной рыночной в размерах, установленных оценщиком в Отчете об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Батталов Э.Р. заявленные требования поддержал, соглашаясь с выводами эксперта по рыночной стоимости объектов недвижимости.
Представители административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Заслушав пояснения представителя административного истца Батталова Э.Р., исследовав письменные доказательства из материалов административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что ООО «Аттестационный Центр СваркаТехСервис» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., а также сособственником (доля в праве общей долевой собственности ...) нежилого помещения с кадастровым номером ..., расположенных в адрес, что подтверждается выписками из ЕГРН от дата.
В соответствии с выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества от дата нежилые помещения с кадастровыми номерами ... поставлены на кадастровый учет 20 сентября 2017 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером ... поставлено на кадастровый учет 20 июля 2015 года и как следует из письменного ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан от дата №... в отношении объекта 14 августа 2017 года внесено изменение в сведения о площади на значение «... кв.м», в связи с чем произведен перерасчет кадастровой стоимости на указанную дату.
Нежилое помещение с кадастровым номером ... поставлено на кадастровый учет 20 июля 2015 года и как следует из письменного ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан от дата №... в отношении объекта 30 августа 2017 года внесено изменение в сведения о площади на значение «... кв.м», в связи с чем произведен перерасчет кадастровой стоимости на указанную дату.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года», опубликованным на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан 27.11.2015 года http://www.npa.bashkortostan.ru.
Вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость нежилых помещений определена по состоянию на даты постановки на кадастровый учет, а также изменения площади в следующих размерах:
- с кадастровым номером ... – 363 890,77 руб. по состоянию на 14 августа 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 2 457 504,43 руб. по состоянию на 30 августа 2017 года,- с кадастровым номером ... – 2 204 384,83 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 2 568 457,44 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 2 324 079,94 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года
согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 19.06.2019 года (т.1 л.д.10-14).
Оспаривая кадастровую стоимость нежилых помещений, административный истец 27 декабря 2018 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Башкортостан с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, предоставив отчет оценщика ... №... от дата, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена в следующих размерах:
- с кадастровым номером ... – 101 000 руб. по состоянию на 14 августа 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 685 000 руб. по состоянию на 30 августа 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 614 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 715 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 647 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Решением комиссии от 22 января 2019 года заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонено. При этом комиссия указала, что в нарушение требований ст.11 Федерального закона об оценке, пункта 5 ФСО №3 отчет вводит в заблуждение относительно корректности подобранных объектов-аналогов для итоговых расчетов.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судом по ходатайству представителя административного истца назначена оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту ... ФИО5
Согласно заключению эксперта ... ФИО5 от дата №... рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующих размерах:
- с кадастровым номером ... – 112 000 руб. по состоянию на 14 августа 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 755 000 руб. по состоянию на 30 августа 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 675 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 787 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года,
- с кадастровым номером ... – 712 000 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Суд при оценке заключения эксперта в порядке, предусмотренном статьями 82,84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в качестве одного из доказательств, не имеющего предопределяющего значения по настоящему делу, находит его достоверным и допустимым, учитывая, что в составе представленного экспертного заключения имеются сведения о квалификации эксперта, проводившего исследования (стаж оценочной деятельности ... года, членство в СРО, наличие квалификационного аттестата по оценке недвижимости), а также страхование ответственности экспертной организации и эксперта. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ (в редакции от 25.11.2013г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», соблюдены. Эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение научно обосновано, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки, не имеет противоречий. Эксперт использовал при оценке нежилых помещений метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, обосновав отказ от применения в исследовании затратного и доходного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, копии материалов и распечаток.
Изучив заключение эксперта, принимая во внимание, что доказательства недостоверности выводов эксперта лицами, участвующими по делу, не представлены, суд приходит к выводу о признании надлежащим доказательством по делу об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», применительно к положениям статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Аттестационный Центр СваркаТехСервис» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, этаж №..., номер на этаже №... в размере его рыночной стоимости 112 000, 00 руб. по состоянию на 14 августа 2017 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, этаж №..., номер на этаже №..., в размере его рыночной стоимости 755 000, 00 руб. по состоянию на 30 августа 2017 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, этаж №..., номер на этаже №..., в размере его рыночной стоимости 675 000,00 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, этаж №..., номер на этаже №... в размере его рыночной стоимости 787 000,00 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, этаж №..., номер на этаже №..., в размере его рыночной стоимости 712 000,00 руб. по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 27 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Е.А. Старичкова