Дело № 2а-3824/2021
УИД: 59RS0005-01-2021-004753-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Паньковой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми к Камышеву Андрею Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
У с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми (административный истец) обратилась в суд с иском к Камышеву А.В. (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Требования мотивированы тем, что Камышев А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми.
В соответствии со ст. 357, 408 НК РФ, п.2,3 ст.409 НК РФ, решения Пермской городской Думы от 28.11.2006 № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми», ответчику начислены: налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, транспортный налог с физических лиц за 2016, 2017, 2018 гг., налог на доходы физических лиц с доходов полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 г. Направлены налоговые уведомления.
Поскольку оплата налогов не произведена в установленный срок, Ответчику начислены пени, направлены требования: № об уплате налогов, пени со сроком добровольной уплаты до 05.09.2019; № об уплате налогов, пени со сроком добровольной уплаты до 23.01.2020, которые до настоящего времени не исполнены.
20.01.2021 мировой судья на основании ст.123.7 КАС РФ отменил судебный приказ № 2а-3390/2020 от 01.06.2020 о взыскании задолженности, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
Транспортный налог за 2016 год, налог на имущество физических лиц за 2016 год взысканы судебным приказом № 2а-2002/2018, выданным мировым судьей судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г.Перми. Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, за 2017 год не взыскивался, не уплачен.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогам в общей сумме 13005, 44 руб.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.07.2021 сторонам в срок до 12.08.2021 предложено представить друг другу доказательства и возражения, относительно предъявленных требований, в срок до 02.09.2021 представить дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копия определения суда направлена административному ответчику 22.07.2021. Конверт вернулся с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пунктах 67, 68 Постановления от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно абз. 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 года N 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства» неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Таким образом, административный ответчик не пожелал воспользоваться предоставленными ему процессуальными правами. В установленный срок сторонами доказательства суду не представлены, не представлен административным ответчиком и отзыв на административное исковое заявление.
Дело, в соответствии с гл. 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, путем исследования имеющихся в деле письменных доказательств (ч. 1 статьи 292 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В ст. 45 НК РФ указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).
На основании ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исходя из ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из п. 3 ст. 396 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положений ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса.
В случае прекращения обязательства физического лица – должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.
В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В соответствии ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
В силу ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
Из ч. 6 ст. 289 названного Кодекса следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Как следует из материалов дела, Камышев А.В. с 2014 года являлся собственником транспортного средства Вольво С60, г/н №, а также является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Следовательно, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Согласно налогового уведомления № от 09.09.2017 Камышеву А.В. подлежал уплате транспортный налог за 2016 год в размере 9343,00 руб. и налог на имущество физических лиц в сумме 124,00 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2017.
В налоговом уведомлении № от 15.07.2018 Камышеву А.В указано об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 10523,00 руб., налога на имущество за 2017 год в сумме 133,00 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 3327,00 рублей, со сроком уплаты до 03.12.2018.
Также в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № от 28.06.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 9174 рубля, налога на имущество в сумме 224 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 2600 рублей, со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
За несвоевременную уплату налогов ответчику начислены пени.
В адрес ответчика направлены требования:
№ от 27.06.2019 об уплате пени в общей сумме 984,22 руб. со сроком добровольной уплаты до 04.09.2019, в том числе пени по транспортному налогу за 2016 год – 382,43 руб. за период с 06.02.2019 по 26.06.2019, за 2017 год – 537,37 руб. за период с 15.11.2018 по 26.06.2019, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 7,13 руб., за период с 15.11.2018 по 26.06.2019, за 2017 год – 4,83 руб. за период с 06.02.2019 по 26.06.2019, а также пени по НДФЛ за 2017 год в размере 52,46 руб. за период с 20.12.2018 по 01.01.2019;
№ от 28.06.2019 об уплате суммы пени в общей размере 5,03 руб. со сроком добровольной уплаты до 05.09.2019, в том числе: пени по транспортному налогу за 2016 год – 2,34 руб. за период 27.06.2019, за 2017 год – 2,63 руб. за период 27.06.2019, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год -0,03 руб. за период 27.06.2019, за 2017 год- 0,03 руб. за период 27.06.2019;
№ от 10.12.2019 об уплате налогов за 2018 год на общую сумму 11998,00 руб., пени в размере 18,19 руб. со сроком добровольной уплаты до 23.01.2020.
Также установлено, что 19.06.2018 мировой судья судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г.Перми вынес судебный приказ № 2-2002/2021 о взыскании с Камышева А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 124,00 руб., пени на указанную недоимку в размере 00,41 руб. за период с 02.12.2017 по 13.12.2017, транспортный налог за 2016 год в размере 9343,00 руб., пени на указанную недоимку в размере 30,83 руб. за период также с 02.12.2017 по 13.12.2017.
Данный судебный приказ не отменен, является действующим.
01.06.2021 мировым судьей судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми был вынесен судебный приказ № 2а-3390/2020 о взыскании задолженности по налогам.
20.01.2021 мировой судья на основании ст.123.7 КАС РФ отменил судебный приказ от 01.06.2020 о взыскании задолженности, поскольку от ответчика поступили возражения относительно его исполнения.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с иском.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что Камышев А.В. являясь плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а также налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, установленную законом обязанность в полном объеме в установленный срок не исполнил.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. (в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Учитывая, что по настоящему спору сумма взыскиваемых с Камышева А.В. налогов, пеней превысила 3000 руб. только при выставлении требования № от 10.12.2019 со сроком уплаты до 23.01.2020 налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока установленного в данном требовании для добровольного исполнения, т.е. не позднее 23.07.2020. Судебный приказ был вынесен 01.06.2020, отменен 20.01.2021, дата подачи искового заявления в районный суд - 20.07.2021, срок обращения в суд, установленный статьей 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию при отсутствии доказательств уплаты, следующая недоимка: пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в общей сумме 539,71 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2016 год в общей сумме 7,20 руб., недоимка по транспортному налогу за 2018 год – 9174,00 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год – 13,91 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год – 224,00 руб., начисленные на указанную недоимку пени- 0,34 руб., налог на НДФЛ за 2018 год – 2600 руб., начисленные на указанную недоимку пени – 3,94 руб.
При разрешении требований о взыскании пени в сумме 52,46 руб., начисленные на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2017 год, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в общей сумме 385,06 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме 4,86 руб. суд учитывает, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате основной задолженности.
Доказательств, подтверждающих взыскание с налогоплательщика основной недоимки за указанные периоды либо уплаты задолженности с нарушением срока, административным истцом не представлено, в материалах дела таких доказательств не содержится. В связи с чем, оснований для взыскания данной задолженности не имеется. В данной части в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 502,52 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Камышева Андрея Викторовича в пользу ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 539 рублей 71 копейка, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 рублей 20 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 9 174,00 рубля, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 13 рублей 91 копейка, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 224,00 рубля, пени, начисленные на указанную недоимку в размере 0 рублей 34 копейки, недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2018 год в размере 2600 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 3 рубля 94 копейки в общей сумме 12 563 рубля 10 копеек. В остальной части иска ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми отказать.
Взыскать с Камышева Андрея Викторовича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 502 рубля 52 копейки.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья: подпись. Копия верна. Судья: