Дело № 5-188/2023, 51RS0002-01-2023-001593-65,
постановление в окончательной форме составлено 13.06.2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
8 июня 2023 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Суханова К.А., *** к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Должностным лицом ООО «***» действующим по поручению перевозчика транспортного средства международной перевозки *** с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов КПС «Совершение операций» *** было подано уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Мурманск. Уведомление содержало документы и сведения в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС. Уведомлению был присвоен №***, таможенной декларации на транспортное средство был присвоен №***.
*** уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза было обработано должностным лицом таможенного поста Морской порт ***. При обработке сведений, содержащихся в уведомлении, принято решение о проведении таможенного осмотра транспортного средства международной перевозки ***.
*** должностными лицами таможенного поста Морской порт *** был проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки ***, в результате которого в каюте *** было обнаружена ***, не указанная в стандартных документах на приход судна. Используя систему управления рисками с целью проверки и получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль должностным лицом таможенного поста, было принято решение о проведении таможенного досмотра товаров.
*** должностными лицами таможенного поста Морской порт *** был проведен таможенный досмотр, в ходе которого было установлено, что в каюте капитана находится товар, а именно:
***
***
***
В стандартных документах на приход судна «декларация личных вещей экипажа» капитаном судна заявлены следующие товары ***
Суханов К.А. ввез на таможенную территорию ЕАЭС товары *** превышающие установленные нормы ввоза, без их письменного декларирования.
*** по факту недекларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию, в отношении гражданина Суханова К.А. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
*** по результатам административного расследования в отношении гражданина Суханова К.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** административное дело в отношении Суханова К.А. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание Суханов К.А., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Каких-либо пояснений или ходатайств не представил.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Суханова К.А.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что Суханов К.А. своими действиями совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д. 1-8);
- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от *** и актом приема-передачи от ***, согласно которым *** Данный товар был помещен на хранение в КХВД *** (л.д. 9-12, 37);
- копией объяснения Суханова К.А. от ***, согласно которому на приход в порт *** *** им в декларации личных вещей экипажа было заявлено 3 ***. В ходе проведения таможенного досмотра было обнаружено дополнительно ***. Данное спиртное было им ввезено для личного пользования. В связи с большой загруженностью в работе на приход судна он забыл их указать в декларации личных вещей экипажа. С правилами перемещения товаров для личного пользования в части *** знаком. Злого умысла не имеет. *** были куплены в адрес*** до отхода судна. Пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и не подавал (л.д. 14);
- уведомлением о прибытии №*** (л.д. 18-28);
- актом таможенного осмотра №***, согласно которому в результате которого в каюте ***, не указанная в стандартных документах на приход судна. Используя систему управления рисками с целью проверки и получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль должностным лицом таможенного поста, было принято решение о проведении таможенного досмотра товаров (л.д. 29-32);
- актом таможенного досмотра №***, согласно которому в *** находится товар, а *** (л.д. 33-35);
- заключением ОЗОиТН Мурманской таможни №*** от ***, согласно которому пиво в банках на *** классифицируется в подсубпозиции 2203 00 090 0 ТН ВЭД ЕАЭС. В случае ввоза указанного товара физическим лицом в количестве превышающем установленные нормы ввоза и признанным таможенным органом не относящимся к товарам для личного пользования или юридическим лицом, ввиду того, что алкогольная продукция является объектом технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, в отношении ввоза данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования. В отношении перемещения указанных товаров в качестве судовых припасов запреты и ограничения не установлены. (л.д. 48);
- заключением ОКТСиТП Мурманской таможни от *** №***, согласно которому таможенная стоимость товара, явившегося предметом АП, составляет ***, расчет таможенных пошлин, налогов *** (л.д. 50);
- заключением эксперта №*** от ***, согласно которому по состоянию на *** на территории Российской Федерации, рыночная стоимость товара: ***, составляла *** (л.д. 56-64);
- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении Суханова К.А., в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 76-79);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину Суханова К.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определены понятия для целей настоящего Кодекса:
пункт 3: «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;
пункт 7: «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
пункт 10: «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
пункт 16: «лицо» - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
пункт 32: «таможенная декларация» - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
пункт 35: «таможенное декларирование» - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
пункт 37: «таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 41: «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 46: «товары для личного пользования» - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Пунктом 6 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:
2) категории товаров, определяемые Комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение Совета от 20.12.2017) установлены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Так, согласно пункту 5 приложения № 1 к Решению, алкогольные напитки и пиво, ввозимые на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве 3 л в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18–летнего возраста, ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 7 приложения № 2 к Решению установлено, что в отношении алкогольных напитков и пива, ввозимых на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве более 3 л, но не более 5 л, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке 10 евро за 1 л в части превышения количественной нормы 3 л.
Пунктом 3 приложения № 6 к Решению установлено, что этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, ввозимые лицом, достигшим 18-летнего возраста не относятся к товарам для личного пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 256 ТК ЕАЭС, в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
На основании статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной и письменной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов.
Таможенные операции, предшествующие таможенному декларированию (помещение на временное хранение, под таможенную процедуру таможенного транзита и т.д.) гражданин Суханов не совершал, декларацию на товары таможенному органу не подавал.
В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств–членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Установлено, что таможенное декларирование сопровождаемого багажа гражданин Суханов К.А., путем предоставления декларации о личных вещах экипажа судна *** не осуществлял. Пассажирская таможенная декларация им не заполнялась и не подавалась. Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено, что незадекларированное ***, ввезенная гражданином Сухановым К.А. не относится к товарам для личного пользования и подлежит помещению под таможенную процедуру в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС.
Следовательно, Суханов К.А., ввез на таможенную территорию ЕАЭС товары, превышающие установленные нормы ввоза, без их письменного декларирования.
Тем самым гражданин Суханов К.А. не исполнил обязанность по таможенному декларированию по установленной форме товара (***), ввозимого им *** на таможенную территорию ЕАЭС.
Субъектом ответственности за недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих декларированию, в рассматриваемом случае является декларант Суханов К.А.
Частью 1 статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Таким образом, в бездействии гр-на Суханова К.А. были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании Суханова К.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что Суханов К.А. нарушил требования таможенного законодательства ЕАЭС, а именно не задекларировал по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию.
Данные обстоятельства дают основания считать, что Суханов К.А. не предпринял всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Суханов К.А. должен был не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у него отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Суханову К.А., признаю: совершение правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Суханову К.А., не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить Суханову К.А. наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Суханова К.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Предмет административного правонарушения:
- ***
***
***
изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от *** и акта приема-передачи от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, помещенный в камеру хранения вещественных доказательств *** – конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья М.С. Дурягина