УИД 51RS0019-01-2022-000186-71
Мотивированное решение составлено 09.06.2022
(с учетом выходных нерабочих дней 04.06.2022, 05.06.2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года город Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Осиповой Е.В.,
с участием помощника прокурора г.Полярные Зори Князевой В.Э.,
истца Руденко А.М.,
представителя ответчика Юдакина В.В.,
рассмотрев в ходе открытого судебного заседания материалы гражданского дела по иску Мурманского прокурора по надзору за использованием законов на особо режимных объектах к Акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции» в части абзаца 1 пункта 4.4; в интересах Руденко А.М. о признании незаконным приказа от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл об отстранении от работы без сохранения заработной платы и восстановлении на работе с выплатой в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский прокурор по надзору за использованием законов на особо режимных объектах с учетом произведенных в ходе рассмотрения дела уточнений (т.2, л.д.99-102) обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (далее – Кольская АЭС) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции» в части абзаца 1 пункта 4.4; в интересах Руденко А.М. - о признании незаконным приказа от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл об отстранении от работы без сохранения заработной платы и восстановлении на работе с выплатой в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований трудового законодательства установлено, что директором Кольской АЭС станции издан приказ №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции», пунктом 4.4 которого руководителям подразделений указано довести до сведения персонала подчиненного подразделения, что в случае отказа работника от обязательной вакцинации и при отсутствии медицинских отводов, работодатель вправе отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.
Однако, возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей предусмотрены Трудовым кодексом РФ (ст.76, 327.5, 330.4, 330.5, 331.1, 348.5, 351.1 Трудового кодекса РФ).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ применительно к положениям постановления Правительства РФ от 15.07.1999 №825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».
Между тем, осуществляемая Кольской АЭС деятельность не отнесены к указанному перечню работ.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 24.11.2021 №132 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» в перечень граждан, подлежащих обязательной вакцинации, отнесены граждане, состоящие в договорных отношениях с организациями, осуществляющими деятельность в сфере энергетики, сотрудники Кольской АЭС и подрядных, субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на объектах Кольской АЭС.
Однако данное постановление также не содержит указания про отстранение от работы и не устанавливает случаи такого отстранения.
Ввиду изложенного, издание директором Кольской АЭС оспариваемого приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П в части абзаца 1 пункта 4.4 является незаконным, Кольская АЭС неправомерно возложила на себя как на работодателя дополнительные полномочия по отстранению работников от работы без сохранения заработной платы.
Кроме того, на основании данного абзаца 1 пункта 4.4. приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П и вопреки ст.76 ТК РФ приказом Кольской АЭС от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл без сохранения заработной платы с 18.11.2021 от работы отстранен инженер электрического цеха Руденко А.М.
Постановления главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116 и от 24.11.2021 №132 по проведению иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан возложили на Кольскую АЭС, как на работодателя только обязанность по проведению профилактических прививок до уровня 60% а в последующем до 80% от общей численности работников, то есть не на весь рабочий коллектив Кольской АЭС.
По данному факту Мурманской спецпрокуратурой руководству Кольской АЭС 10.01.2022 внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано.
Отстранение Руденко А.М. от работы по причине его отказа от вакцинации является принуждением работника к ее прохождению, и только после вакцинации Руденко А.М. допущен работодателем к работе с 14.01.2022, при том, что письмом Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 28.12.2021 Кольская АЭС в декабре 2021 года уведомлена об исполнении постановления Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 24.11.2021 №132 по организации проведения вакцинирования в 80%.
На основании изложенного, Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах:
- действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил суд признать не соответствующим требованиям Трудового кодекса РФ и не действующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 4.4. приказа Кольской АЭС от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции»;
- действуя в защиту прав истца Руденко А.М. – признать не соответствующим требованиям Трудового кодекса РФ и не действующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу приказ Кольской АЭС от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл «Об отстранении от работы без сохранения заработной платы инженера электрического цеха Руденко А.М.», обязать Кольскую АЭС восстановить Руденко А.М. на работа с 18.11.2021 по 13.01.2022 с выплатой в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула согласно системе оплаты труда, действующей на Кольской АЭС.
В ходе судебного заседания помощник прокурора г.Полярные Зори Князева В.Э., действуя в рамках исполнения поручения на принятие участия в судебном заседании (т.2, л.д.105-106), уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Истец Руденко А.М. настаивал на удовлетворении заявленных в его интересах прокурором исковых требований, полагая, что главный санитарный врач субъекта Российской Федерации и непосредственно работодатель не наделены полномочиями на издание соответствующих актов в качестве оснований для отстранения от работы не привитых сотрудников. Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санитарных врачей субъектов Российской Федерации Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Кроме того, в силу закона вакцинация граждан в Российской Федерации является добровольной.
Так, согласно положениям Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Данное право является всеобъемлющим, не обусловлено никакими законодательно установленными условиями и ограничениями, и распространяется на каждого гражданина России. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет ответчику право выносить постановления об отстранении от работы только лиц, являющихся носителями инфекционных заболеваний. Указанные постановления имеют адресный характер, касаются отстранения конкретных лиц, в отношении которых установлено наличие инфекционного заболевания.Следовательно, постановление главного санитарного врача Мурманской области в вышеуказанной части противоречит закону и нарушает права истца на добровольность и безопасность медицинской процедуры и на труд без дискриминации, на возможность зарабатывать средства на собственное существование и содержание семьи и детей, на сохранение достоинства, ставит истца в бедственное положение.
В ходе рассмотрения дела представил суду копию заключенного с ним (Руденко А.М.) дополнительного соглашения к трудовому договору от 23.11.2020, согласно которому выполняемая им работа осуществлялась дистанционно. При этом пояснил, что в силу занимаемой должности к числу основных обязанностей относится проведение испытаний и измерений высоковольтного электрического оборудования, а в дистанционном режиме он может выполнять мероприятия по разработке соответствующих инструкций. Несмотря на то, что срок действия данного дополнительного соглашения установлен с 23.11.2020 по 13.01.2021, истец полагал возможным в рассматриваемой ситуации не отстранять его от работы, а предусмотреть возможность перевода его на дистанционный режим работы.
Представитель ответчика Юдакин В.В., действующий на основании доверенностей (т.1, л.д.139-140), полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Из отзыва и пояснений, данных в судебном заседании, следует, что Кольская АЭС, руководствуясь абзацем 6 статьи 21 ТК РФ и разъяснениями Минтруда России (письмо №14-4/10/П-5532 от 23.07.2021) посредством абзаца 1 пункта 4.4. приказа №9/Ф05/650-П от 28.07.2021 только информирует работников о последствиях, пусть и не указанных в постановлении, но наступающих в силу правовой взаимосвязи абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ и п.2 ст.5 Федерального закона от 17.07.1998 №157-ФЗ при невыполнении требований постановления о проведении иммунизации. Таким образом, поскольку оспариваемое положение приказа носит информативный характер, отсутствуют признаки противоправности и нарушения прав и интересов работников Кольской АЭС.
Относительно требования, заявленного в интересах Руденко А.М., приведены следующие доводы. Поскольку Кольская АЭС является предприятием электроэнергетики, в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства РФ от 01.12.2004 №715, постановления главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116, работники данного предприятия подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции за исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке, подтвержденные медицинским заключением.
Отмечено, что постановления от 13.07.2021 №116 и от 24.11.2021 №132 изданы не структурным подразделением и не территориальным органом Роспотребнадзора, а должностным лицом данного федерального органа исполнительной власти – главным санитарным врачом по Мурманской области в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка их принятия.
До фактического отстранения Руденко А.М. от работы ему были вручены уведомления о вакцинации от 14.09.2021 и от 12.11.2021, с которыми работник ознакомлен в день их вынесения. Таким образом, работодателем до истца в полной мере была доведена информация о необходимости иммунизации против новой коронавирусной инфекции и о правовых последствиях отказа от вакцинации в виде отстранения от работы.
Поскольку истец Руденко А.М. вакцинацию не прошел, сведения о наличии противопоказаний, подтвержденные медицинским заключением не представил, в соответствии с положениями ст.76 ТК РФ был отстранен от работы.
Следовательно, действия Кольской АЭС по отстранению Руденко А.М. от работы соответствуют трудовому законодательству и актуальным нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а правовые основания для отмены приказа №9/ф05/51-Пл от 18.11.2021 отсутствуют.
На дату обращения с исковым заявлением в суд Руденко А.М. прошел вакцинацию от COVID-19 и приказом от 14.01.2022 №** допущен к работе.
С учетом совокупности приведенных доводов о законности отстранения истца Руденко А.М. от работы и фактического отсутствия оснований для требования о восстановлении Руденко А.М. на работе, указанное требование, равно как и требование о выплате Руденко А.М. среднего заработка за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.
Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору о переводе на дистанционный режим работы с указанным сроком его действия носило временный характер в период высокой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, для чего Кольской АЭС, наряду с указанным, предпринимался комплекс иных профилактических мероприятий в целях исключения возможности ее распространения. Поскольку истец является работником предприятия в сфере электроэнергетики, режим выполнения трудовых обязанностей (дистанционно либо непосредственно на рабочем месте) не влияет на наличие обязанности пройти вакцинацию.
Относительно доводов о том, что постановление главного государственного санитарного врача по Мурманской области №132 от 24.11.2021 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области», 28.12.2021 снято с контроля Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, отмечено, что снятие исполнения постановления с контроля обусловлено достижением общей численности работников предприятия, прошедших вакцинацию - не менее 80%, что, в свою очередь, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения иных работников от ее прохождения в отсутствие соответствующих медицинских противопоказаний.
Третье лицо – МРУ №118 ФМБА России – в судебное заседание не явилось, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также мотивированный отзыв на исковое заявление (т.2, л.д.153, т.1, л.д.115-118), из которого следует, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Несмотря на отсутствие в постановлениях главного государственного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116 и от 24.11.2021 №132 требований об отстранении от работы, обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ. Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья каждого работника.
Определением суда от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Первичная общественная профсоюзная организация работников Кольской АЭС (далее – ПОПО работников Кольской АЭС, Профсоюзный комитет) (т.2, л.д.76-79).
Председатель ПОПО работников Кольской АЭС, просивший о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил в суд отзыв, из которого следует, что в соответствии со ст.23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случае нарушения законодательства о труде. Профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых парав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Истец Руденко А.М., являющийся членом ПОПО работников Кольской АЭС, по вопросу защиты его прав в связи с отстранением от работы на основании приказа от 18.11.2021 не обращался.
В связи с отсутствием обращений и жалоб, в том числе от иных работников Кольской АЭС по вопросу проведения вакцинации, учитывая интересы большинства работников Кольской АЭС, у ПОПО отсутствовали основания проявлять инициативу в части защиты и представления законных прав работников в связи с изданием приказом от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции» и приказа от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл «Об отстранении от работы без сохранения заработной платы».
В отзыве обращено внимание на самостоятельное прохождение Руденко А.М. вакцинации спустя непродолжительное время после отстранения от работы, представление работодателю соответствующего сертификата, что в свою очередь послужило основанием для допуска его к дальнейшей работе.
Работники Кольской АЭС, как и любые другие граждане, вправе отказать от проведения вакцинации. Однако работодатель в лице АО «Концерн Росэнергоатом» обязан обеспечивать безопасные для работников условия труда.
Безопасный труд является одним из компонентов достойного труда, достижение которого является стратегической задачей профсоюзной организации. Жизнь и здоровье работников является бесценны даром, а их сохранение приоритетной целью как работодателя, так и профсоюзной организации. Указанное невозможно без вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни работников Кольской АЭС и членам их семей. Потом на администрацию Кольской АЭС возложена обязанность разрабатывать и проводить названные мероприятия, включающие в себя и проведение вакцинации, как составной части иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Так наличие или отсутствие прививки из «личного пространства» работника превращается в проблему и заботу для работодателя, который должен отследить прохождение работников вакцинации. Если сотрудник находится в зоне риска заражения опасным заболеванием из-за отказа от вакцинации, то под угрозу ставиться жизнь и здоровье других работников Кольской АЭС, что создает опасные условия труда и является просто недопустимым для Кольской АЭС.
На основании изложенного, при условии соблюдения работодателем требований законодательства РФ, ПОПО поддерживает необходимость проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции на Кольской АЭС.
В порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мурманского прокурора по надзору за использованием законов на особо режимных объектах удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Положениями статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац восьмой части первой).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть вторая).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть третья).
Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников.
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.199№ 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу положений статей 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 55 Федерального закона№52-ФЗпредусмотрено, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Согласно статье 5 Федерального закона № 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (пункт 1), но в этом случае отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона №157-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Анализ указанных правовых положений позволяет сделать вывод, что право гражданина на труд, гарантированное Конституцией Российской Федерации, может быть ограничено федеральным законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации принимает постановление о проведении по эпидемическим показаниям профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан.
Выполнение такого постановления является обязательным для граждан и юридических лиц.
Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок при осуществлении иммунопрофилактики, но в этом случае отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Таким образом, федеральный законодатель в целях защиты здоровья, как самого гражданина, так и прав и законных интересов других лиц предусмотрел ограничение граждан на труд - отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при отказе граждан от профилактических прививок в период осуществления иммунопрофилактики, что не противоречит Конституции Российской Федерации. Правовые основания для отстранения от работы предусмотрены абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66).
Согласно пункту 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен к II группе патогенности.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2020 № 1307н внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н.
С 31.12.2021 введен в действие календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденные Приказом Минздрава России от 06.12.2021 N 1122нм, в который также включена профилактическая прививка против коронавирусной инфекции.
В данном календаре профилактических прививок перечислены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Так, к приоритету 2-го уровня отнесены, в том числе работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, принято постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», на основании пункта 3.2 которого руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Главным государственным санитарным врачом по Мурманской области принято постановление от 13.07.2021 №116 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» (далее – Постановление №116) (т.1, л.д.60-61).
Согласно указанному Постановлению №116 обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат граждане, работающие на основании трудового договора, в организациях, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере торговли; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клининговых услуг; транспорта общего пользования, такси; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (подпункт 1.1 пункта 1).
Организация проведения иммунизации сотрудников против новой коронавирусной инфекции пунктом 2.1 Постановления №116 возложена на руководителей предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления.
В силу подпункта 3.1 пункта 3 Постановления №116 руководителям организаций, осуществляющим деятельность в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, указано на необходимость в срок до 12.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников.
Согласно пункту 4 Постановления №116 пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с разделом 3 Временных методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19», от 29.06.2021, пунктов 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения», пункта 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (направлены письмами Минздрава России от 20.02.2021№1/И/1-1221 и от 21.01.2021 №1/И/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
Таким образом, из указанного Постановления №116, принятого Главным государственным санитарным врачом по Мурманской области, следует, что граждане, работающие на основании трудового договора, в организациях, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в установленные сроки – до 12.08.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной и в срок 01.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Организация проведения иммунизации сотрудников против новой коронавирусной инфекции возложена на руководителей организации. Не подлежат вакцинации только те граждане, которые имеют противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтвержденные медицинским заключением.
Данное Постановление №116 принято Главным государственным санитарным врачом по Мурманской области в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и является обязательным для исполнения гражданами, работающими в сфере транспорта общего пользования, такси; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, торговли; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клининговых услуг.
При этом, при отказе граждан от профилактических прививок в период осуществления иммунопрофилактики они подлежат отстранению от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, что предусмотрено абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ.
Что же касается предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Закона № 157-ФЗ правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1867-О).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «Концерн Росэнергоатом», основным видом деятельности является производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (т.1, л.д.69-170).
В Уставе АО «Концерн Росэнергоатом» в качестве основной цели осуществляемой деятельности закреплено обеспечение безопасного и экономически эффективного производства электрической энергии и мощности, тепловой энергии (п.4.1 Устава); к основным видам деятельности отнесены производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (п.4.2 Устава) (т.1, л.д.143-156).
Положением о филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (т.1, л.д.157-168) предусмотрено, что филиал осуществляет свою деятельность от имени Общества (п.1.4 Положения), место нахождение филиала – г.Полярные Зори Мурманской области (п.1.8 Положения).
Целью деятельности Филиала также является производство электрической энергии и тепловой энергии (мощности) при безусловном обеспечении безопасной, надежной, безаварийной и экономически эффективной работы энергоблоков, оборудования, сооружений, передаточных устройств и систем управления Кольской атомной станции, сооружение объектов использования атомной энергии и социального назначения (п.2.1 Положения).
К видам осуществляемой Филиалом деятельности отнесены эксплуатация энергетических блоков атомной станции; производство и передача, поставка и получение электрической и тепловой энергии; обеспечение безопасности при использовании атомной энергии и т.д. (п.2.2 Положения).
Анализируя приведенные документы в совокупности с постановлением Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области», исходя из целей деятельности предприятия, судом установлено, что АО «Концерн Росэнергоатом», а также филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» безусловно относятся к числу предприятий в сфере энергетики, работники которых подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Кроме того, в дополнение к вышеприведенным нормативно-правовым актам общего характера, 24.11.2021 Главным государственным санитарным врачом по Мурманской области принято постановление №132 «О проведении иммунизации против новой короновирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» (т.1, л.д.62-63), которым предписано обеспечение проведения прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) конкретно определенным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а именно: сотрудникам Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (пункт 1.1), сотрудникам подрядных и субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на объектах Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (пункт 1.2).
Руководителям Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция», подрядных и субподрядных организаций предписано организовать проведение профилактических прививок в срок до 02.12.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 30.12.2021 – вторым компонентом вакцины.
Таким образом, указанным нормативно-правовым актом на работодателя-ответчика персонально возложена обязанность по обеспечению проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, с учетом высокой значимости обеспечения нормального функционирования такого стратегического предприятия в сфере атомной энергетики, которым является Кольская атомная станция.
Руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью «Кольской АЭС» осуществляет его директор в соответствии с утвержденным Обществом планам, который подотчетен в своей деятельности генеральному директору Общества; несет персональную ответственность за деятельность по безопасной эксплуатации ядерной установки (атомной станции) и результаты деятельности Филиала в соответствии с законодательством РФ(п.4.14-4.15 Положения); обязан организовывать труд работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнять обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников Филиала (п.4.17 Положения).
С 22.01.2009 обязанности директора «Кольской АЭС» исполняет гр.О (приказ от 06.02.2009 №**, т.1, л.д.172).
Из материалов дела установлено, что в связи с напряженной эпидемиологической ситуацией по новой коронавирусной инфекции в Мурманской области, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116 директором Кольской АЭС издан приказ от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции», согласно которому работникам Кольской АЭС, как работникам, осуществляющим деятельность в сфере энергетики, не имеющим противопоказаний к профилактической прививке против КВИ, надлежит пройти обязательную вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 12.08.2021, а в срок до 01.09.2021 – вторым компонентом вакцины (п.1 приказа).
С учетом вышеприведенных требований нормативно-правовых актов суд приходит к выводу, что издание данного приказа не противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу п.4.4 указанного приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П, руководителям подразделений «Кольской АЭС» надлежит довести до сведения персонала подчиненного подразделения, что при отказе работника от обязательной вакцинации, указанной в пункте 1 настоящего приказа и при отсутствии медицинских отводов, работодатель вправе отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.
Буквальное содержание оспариваемого пункта 4.4 приведенного приказа позволяет прийти к выводу о том, что данный пункт фактические возлагает на руководителей подразделений «Кольской АЭС» провести информационно-разъяснительную работу с сотрудниками предприятия о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, что в свою очередь предусмотрено абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ. Оснований для оценки данного пункта приказа как самостоятельного основания для отстранения работников, не прошедших обязательную вакцинацию от коронавирусной инфекции, от работы без сохранения заработной платы, а также свидетельствующих о принятии на себя работодателем не предусмотренных законом функций по расширению оснований для такого отстранения от работы, суд не усматривает.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектов в части признания не соответствующим требования Трудового кодекса РФ абзаца 1 пункта 4.4 приказа директора Кольской АЭС от 28.07.22021 №9/Ф05/650-П, не имеется.
Разрешая исковые требования, заявленные в интересах Руденко А.М. с учетом его обращения к прокурору по вопросу защиты трудовых прав от 07.02.2021 (т.1, л.д.101), суд учитывает следующее.
Истец Руденко А.М. на основании трудового договора от 29.05.2008 (с последующими изменениями и дополнениями) с 29.05.2008 состоит в трудовых отношениях с АО «Концерн Росэнергоатом» в должности инженера 3 категории электрического цеха участка высоковольтных испытаний, измерений и диагностики (т.1, л.д.178-210).
Фактическим местом осуществления трудовой деятельности является филиал АО «Концерна Росэнергоатом» - «Кольская атомная станция».
Целью деятельности подразделения –электрического цеха «Кольской АЭС» является обеспечение безопасного экономически выгодного производства электроэнергии, поддержание нормального качества отпускаемой электроэнергии, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт закрепленного электротехнического оборудования (п.1.6 Положения об электрическом цехе, т.1, л.д.211-222); в число задач и функций подразделения включено обеспечение, совместно с другими подразделениями АЭС, безопасного ведения технологических процессов производства электрической и тепловой энергии, оперативного управления оборудованием энергоблоков и общестанционных объектов); обеспечение отпуска и первичного технического учета электроэнергии; обеспечение надежной, безопасной, безаварийной эксплуатации оборудования, механизмов и устройств, закреплённых за электрическим цехом и др. (раздел 3 Положения).
Согласно должностной инструкции инженера участка высоковольтных испытаний, измерений и диагностики электрического цеха (т.1, л.д.228-238), к числу непосредственных обязанностей, наряду с разработкой технической документации, инструкций, программ и прочего, отнесены непосредственная приемка и испытание оборудования электрического цеха; обеспечение эксплуатации систем, оборудования, механизмов и устройств в установленных эксплуатационных пределах и условиях; проведение мероприятий по ликвидации повреждений и устранению аварийного состояния оборудования, закрепленного за цехом и другое (раздел 2 должностной инструкции).
Следовательно, занимая должность инженера электрического цеха участка высоковольтных испытаний, измерений и диагностики, Руденко А.М. относится к числу лиц, занятых на предприятии в сфере энергетики и в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов подлежал обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, в рассматриваемом случае требования работодателя о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отстранение от работы в случае отказа от таковой являются законными, направленными на обеспечение защиты здоровья как самих работников, так и лиц, с которыми они контактируют в процессе осуществления трудовой деятельности.
Согласно Журнала проработки приказов и указаний (директивных материалов), истец Руденко А.М. с приказом директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции», ознакомлен 30.07.2021 (т.2, л.д.2). Указанное обстоятельство не оспаривалось Руденко А.М. в ходе судебного заседания.
Таким образом, Руденко А.М., являясь работником Кольской АЭС, осуществляющим деятельность в сфере энергетики, был надлежащим образом проинформирован о необходимости в случае отсутствия противопоказаний к профилактической прививке против КВИ, пройти обязательную вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 12.08.2021, а в срок до 01.09.2021 – вторым компонентом вакцины (п.1 приказа), а также о правовых последствиях отказа от обязательной вакцинациипри отсутствии медицинских отводов в виде отстранения работника от работы без сохранения заработной платы (п.4.4).
Согласно представленным по запросу суда ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России сведениям (т.1, л.д.131-132) по анализу имеющейся в медицинской документации противопоказаний от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции Руденко А.М. не имеет. ***
Представленной в судебном заседании копией акта от 13.09.2021, подписанного должностными лицами Кольской АЭС, зафиксирован отказ Руденко А.М., не прошедшего по состоянию на 13.09.2021 вакцинацию и не предоставившего медицинских документов об имеющихся противопоказаниях, от оформления письменного отказа от вакцинации.
Руденко А.М. вручено уведомление от 14.09.2021 №** об отстранении от работы без сохранения заработной платы до прохождения вакцинации или до окончания периода неблагоприятной эпидемиологической обстановки на основании абз.8 ч.1, ч.3 ст.76 ТК. Уведомление содержит подпись Руденко А.М. об ознакомлении с ним 14.09.2021 (т.2. л.д.4).
12.11.2021 Руденко А.М. вручено уведомление, содержащее предложение в добровольном порядке пройти вакцинацию либо представить основания, препятствующие вакцинации (т.2, л.д.5), а также повторное разъяснение, что в случае невыполнения данных мероприятий, будет принято решение об отстранении от работы на основании абз.8 ч.1, ч.3 ст.76 ТК РФ без сохранения заработной платы до даты прохождения вакцинации или до окончания периода неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Таким образом, работодатель предпринял исчерпывающие меры в целях предоставления возможности Руденко А.М. пройти вакцинацию.
Истец в ходе судебного разбирательства не оспаривал факт ознакомления со всеми вышеизученными приказами и уведомлениями. Оснований подвергать сомнению данные документы у суда оснований не имеется.
В установленный срок истец вакцинацию против коронавирусной инфекции не прошел, документов, свидетельствующих о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-2019) работодателю не представил. Приказом от 18.11.2021 № 9/Ф05/51-ПЛ истец Руденко А.М. был отстранен от работы (т. 2, л.д. 8-9). С данным приказом истец Руденко А.М. ознакомлен под роспись 18.11.2021.
Оспаривая законность приказа об отстранении от работы, истецРуденко А.М. суду пояснил, что поскольку вакцинация от коронавирусной инфекции является добровольной, не прохождение им данной вакцинации является реализацией его права на отказ от нее.
Таким образом, суд полагает установленным факт осведомленности Руденко А.М. о необходимости в соответствии с вышеприведенным приказом работодателя от 28.07.2021 № 9/Ф05/650-П пройти обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19), первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до 12.08.2021, вторым компонентом вакцины до 01.09.2021. Кроме того, работодателем путем вручения соответствующих уведомлений от 14.09.2021 и от 12.11.2021 истцу предоставлялись дополнительные возможности для осуществления вакцинации до принятия мер по отстранению от работы.
17.11.2021 истец Руденко А.М. оформил письменный отказ от прохождения медицинского вмешательства в виде вакцинации от COVID-2019 (т.2, л.д.6-7).
Оценивая вышеприведенные фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что истцом трудовая деятельность в соответствии с трудовым договором осуществлялась в организации, основным видом деятельности которого является деятельность в области энергетики, а в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 №116 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» работники такой организации, с учетом целей ее деятельности, подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и при этом данное постановление подлежит обязательному исполнению, учитывая, что истец был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации и сроках ее проведения, однако в установленные сроки вакцинацию против коронавирусной инфекции не прошел, документов, свидетельствующих о наличии противопоказаний к вакцинации работодателю не представил, суд приходит к выводу о том, что истец Руденко А.М. правомерно отстранен работодателем от работы без сохранения заработной платы в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании приказа директора Кольской АЭС от 14.01.2022 №** Руденко А.М. допущен к работе с 14.01.2022 в связи с предоставлением работодателю медицинского сертификата о профилактической прививке (т.2, л.д.12).
Следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора о признании приказа от 18.11.2021 № 9/Ф05/51-ПЛ об отстранении от работы Руденко А.М., незаконным, восстановлении Руденко А.М. на работе в период с 18.11.2021 по 13.01.2021, взыскании в пользу истца заработной платы за период с даты отстранения от работы и по дату допуска к работе, у суда не имеется.
Доводы истца о том, что по состоянию на 28.12.2021 постановление Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 24.11.2021 №132 снято с контроля Управления Роспотребнадзора по Мурманской области (т.2, л.д.13), не влияют на правовую оценку установленных по делу фактических обстоятельств, поскольку данное уведомление свидетельствует лишь о прекращении осуществления данного контроля, что обусловлено достижением количества привитых работников не менее 80% от общей численности, при этом не влечет оснований и не содержит каких-либо указаний для освобождения от вакцинации иных работников, не имеющих противопоказаний, подтвержденных медицинскими документами.
Доводы истца о том, что постановление Главного государственного санитарного врача Мурманской области не обладает признаками нормативно-правового акта, вследствие чего не является обязательным для исполнения, судом отклоняются в силу следующего.
На основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 N 116 вакцинация для работников организации, которая осуществляет свою деятельность в сфере энергетики, является обязательной для всех работников данной организации. Оставшийся процент работников, не прошедших вакцинацию, могут составлять те, у кого имеются медицинские противопоказания к вакцинации, длительно отсутствующие работники (например, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и пр.).
Из анализа вышеприведенных норм санитарного законодательства следует, что после вынесения главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации соответствующего постановления, граждане, подлежащие обязательной вакцинации, могут отказаться от профилактических прививок по эпидемическим показаниям, но в этом случае они должны быть отстранены от выполнения работ на период эпиднеблагополучия, если не имеют подтвержденных противопоказаний к вакцинации.
Принимая во внимание, что прививка от коронавируной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации вынесено постановление о вакцинации по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области, то для работников, работающих на основании трудового договора, в том числе в организациях, осуществляющих деятельность в области энергетики указанная вакцинация носит характер обязательной.
Обязанность работодателя своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом, учитывая вышеприведенные нормы, работодатель обязан отстранить работника от работы, если вакцинация для него обязательна в силу регионального постановления о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям и работник без медицинских противопоказаний отказался от прививки.
Доводы истца о том, что работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч.2 ст.11 Закона об иммунопрофилактике, профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, а по смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ находится на хранении в данной организации, не опровергают установленных по делу обстоятельств, оценка которым дана в настоящем решении, и не исключают в сложившихся условиях обязанности работника, занятого на предприятии в сфере энергетики, по прохождению вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мурманского прокурора по надзору за использованием законов на особо режимных объектах к Акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции» в части абзаца 1 пункта 4.4; в интересах Руденко А.М. о признании незаконным приказа от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл об отстранении от работы без сохранения заработной платы и восстановлении на работе с выплатой в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского прокурора по надзору за использованием законов на особо режимных объектах к Акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным приказа от 28.07.2021 №9/Ф05/650-П «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции» в части абзаца 1 пункта 4.4; в интересах Руденко А.М. о признании незаконным приказа от 18.11.2021 №9/Ф05/51-Пл об отстранении от работы без сохранения заработной платы и восстановлении на работе с выплатой в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.П. Ханина