Решение по делу № 2-402/2023 от 10.04.2023

Дело № 2-402/2023

УИД: 66RS0032-01-2023-000323-67

Решение изготовлено в

окончательной форме

29 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2023 года                                                                                     г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Альшевской Е.В.,

при секретаре Гудковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резвых А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13, Администрации Кировградского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Резвых А.В. обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 (далее Управление социальной политики № 13), Администрации Кировградского городского округа о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее: он (истец) относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Р.Е.Н. решением Серовского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2006 года лишена родительских прав, сведения об отце в актовой записи о рождении отсутствуют. В 2013 году принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, несмотря на обращения в различные инстанции. В настоящее время зарегистрирован в квартире матери супруги по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Просит возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» по приобретению для него (истца) жилого помещения; обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить ему (истцу) жилое помещение; обязать Администрацию Кировградского городского округа предоставить специализированное жилое помещение; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 для обеспечения им (истцом) подписания договора найма специализированного жилого помещения.

В судебное заседание истец Резвых А.В. не явился, направил своего представителя.

Представитель истца адвокат Минов Р.А. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования.

Ответчик Администрация Кировградского городского округа в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленном суду отзыве ответчик указал, что с 01 января 2013 года органы местного самоуправления не осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. В период с 2017 года по настоящее время истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в Администрацию Кировградского городского округа не обращался. На учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит. Основания для удовлетворения требования истца к Администрации Кировградского городского округа о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещения отсутствуют.

Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в суд представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленном суду отзыве ответчик указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в удовлетворении иска к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области отказать.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленных возражениях ответчик указал следующее: в силу норм бюджетного законодательства Министерство лишено иных источников средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, нежели предусмотренные на данные цели средства бюджета Свердловской области. Министерством осваиваются все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области. По состоянию на 01 апреля 2023 года в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «Кировградский городской округ» Резвых А.В. значится под № 3. Предоставление жилого помещения Резвых А.В. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка. В свою очередь при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Министерство не могло осуществить приобретение жилого помещения Резвых А.В. Действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, длительность исполнения обязательства вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и Министерства. В действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по предоставлению жилого помещения Резвых А.В. Просит в удовлетворении требований Резвых А.В. отказать.

Ответчик Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в суд представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленном суду отзыве ответчик указал следующее: по состоянию на 01 мая 2023 года в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «Кировградский городской округ» числится 127 детей-сирот, из которых на указанную дату у 78 право на обеспечение жилыми помещениями возникло, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований. По состоянию на 01 мая 2023 года в указанном списке Резвых А.В. числится под № 3. Действующим законодательством не предусмотрено право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке. Главным распорядителем средств областного бюджета для целей приобретения жилых помещений для детей-сирот является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Поскольку на сегодняшний день решения о предоставлении Резвых А.В. жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не принято, то требование истца к Фонду заявлено преждевременно. Просит в удовлетворении заявленных требований Резвых А.В. отказать.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 Тупикова М.С., действующая на основании доверенности от 18 января 2023 года, в судебном заседании просила заявленные требования истца к Управлению социальной политики № 13 оставить без удовлетворения, разрешение заявленных требований истца к остальным ответчикам оставила на усмотрение суда.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика Управления социальной политики № 13, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что заявленное истцом требование о предоставлении жилого помещения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела: истец Резвых А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Резвых А.В. подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. В актовой записи о рождении истца сведения об отце отсутствуют. Мать истца Р.Е.Н. решением Серовского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2006 года лишена родительских прав. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.

Согласно п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Резвых А.В. достиг совершеннолетия. Так же установлено, что Резвых А.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником какого-либо жилого помещения. Постановлением Главы Серовского городского округа № 2504 от 28 декабря 2007 года Резвых А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Приказом Управления социальной политики по городу Серову и Серовскому району от 06 марта 2013 года Резвых А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В соответствии с Приказом Управления социальной политики по городу Серову и Серовскому району от 05 марта 2019 года учетное дело Резвых А.В. передано в Управление социальной политики по городу Кировграду. Приказом Управления социальной политики № 13 от 10 декабря 2021 года установлено отсутствие оснований для исключения Резвых А.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Резвых А.В. числится в указанном списке по муниципальному образованию «Кировградский городской округ» под № 3. При указанных обстоятельствах, истец имеет право на обеспечение жилым помещением, что никем не оспаривается. Указанное право не реализовано до 01 января 2013 года, соответственно истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет», которым определена процедура предоставления жилых домов и квартир государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области; государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года».

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Свердловской области какую-либо не предусматривают очередность реализации права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Российской Федерации данной категории граждан в зависимости от объема финансирования, в связи с чем Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано предоставить Резвых А.В. благоустроенное жилое помещение, как лицу, оставшемуся без попечения родителей и состоящему на учете по предоставлению жилого помещения, достигшему 18 лет, не имеющему на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения, вне зависимости от очередности, образовавшейся среди лиц, которые поставлены на учет ранее Резвых А.В. Истец Резвых А.В. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, более шести лет уполномоченные органы не исполняют свои обязанности по предоставлению жилого помещения, чем явно нарушаются права Резвых А.В. на получение благоустроенного жилого помещения.

Правовые основания для удовлетворения требований к ответчику Администрации Кировградского городского округа отсутствуют, поскольку как уже выше указывалось обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оснований для удовлетворения требований к остальным ответчикам также не имеется.

В п. 9 Порядка приобретения жилых помещений перечислены документы, которые для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Также установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты получения полного пакета документов, указанных в части первой п. 9, осуществляет подготовку и принятие приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.

Таким образом, полномочия Министерства по управлению государственным имуществом в данной области четко регламентированы вышеназванным порядком. Обязанность по совершению указанных действий (в том числе, зачисление приобретенных жилых помещений) возникает у него только после получения от Фонда полного пакета документов. На сегодняшний день данным ответчиком указанный порядок не нарушен, и оснований полагать, что он будет им нарушен в дальнейшем, по материалам дела не установлено.

Далее, пунктом 9 Порядка предоставления жилых помещений установлено, что уполномоченной организацией на заключение договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Следовательно, полномочия Фонда также четко регламентированы вышеназванным порядком. Обязанность по подготовке договора возникает у него только после принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области. Также как и обязанность Управления социальной политики обеспечить подписание договора детьми-сиротами возникает только после совершения вышеуказанных действий другими ответчиками.

Кроме того, пунктом 6 Порядка предоставления жилых помещений установлено, что Управления социальной политики в течение 19 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений проводят проверки на предмет утраты детьми-сиротами оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На сегодняшний день этими ответчиками указанный порядок не нарушен, и оснований полагать, что он будет ими нарушен в дальнейшем, по материалам дела не установлено. В связи с чем, выбранный истцом способ защиты в отношении исковых требований, заявленных к указанным ответчикам, не ведет к восстановлению нарушенного права, поскольку невозможно вынести решение в отсутствие нарушенного права или презумпции нарушения в будущем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Резвых А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести жилое помещение, находящееся в черте города Кировграда и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Кировградского городского округа, и предоставить Резвых А.В. (ИНН ) указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования Резвых А.В. к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13, Администрации Кировградского городского округа о предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировградский городской суд Свердловской области.

Судья:                                                                                                      Е.В. Альшевская

2-402/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Резвых Анатолий Валерьевич
Ответчики
ГКУ СО Фонд жилищного строительства
Министерство по управлению госимуществом СО
Администрация КГО
ТОИОГВ СО - УСП МСП СО № 13
Министерство стрительства и развития инфраструктуры СО
Суд
Кировградский городской суд Свердловской области
Дело на странице суда
kirovgradsky.cvd.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее