№3а-46/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2021 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Брежневой Д.В.,
с участием: представителя административного истца Рыжкова А.А. – Горбунова О.В.,
представителей административного ответчика – Администрации Курской области и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Курской области Олейникова П.С., Непочатых М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыжкова А.А. к Администрации Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Рыжков А.А. обратился в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил установить кадастровую стоимость находящегося у него в аренде земельного участка площадью 1440 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 106 000 рублей, по состоянию на 28.04.2017 года, мотивируя тем, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка затрагивает права административного истца, как плательщика арендной платы исчисляемой из кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Рыжкова А.А. – Горбунов О.В. поддержал заявленные требования по указанным в административном иске основаниям (с учетом их уточнения) и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представители административного ответчика – Администрации Курской области и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Курской области – Олейников П.С., Непочатых М.В. против удовлетворения уточненных требований не возражали.
Административный истец Рыжков А.А., представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (с учетом их уточнения).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела судом установлено, что Рыжков А.А. на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №07-19/6204-20Ф от 23.06.2020 года, является арендатором земельного участка площадью 1440 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – «деловое управление» (т.1 л.д. 45-51).
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области по состоянию на 28.04.2017 г. с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 года №904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» и составляла 7368595, 2 рубля, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости, переходе прав на объект недвижимости, об основных характеристиках объекта недвижимости (т.1 л.д. 53, 54-56), а также письменным отзывом ФГБУ «ФКП Росреестра» никем не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 ноября 2020 г. N 1186-па с 1 января 2021 года на территории Курской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке".
Вместе с тем, в соответствии ч 3 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принимая во внимание, что с данным административным иском административный истец обратился 31.12.2020 г., а также, что оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), к спорным правоотношениям в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» применяются положения Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Анализ представленных документов, объяснений сторон и приведенных правовых положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Рыжков А.А., как арендатор вышеназванного земельного участка, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости данного участка в размере равном его рыночной стоимости. Указанное свидетельствует о том, что Рыжков А.А. вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, обстоятельством, имеющим значение для разрешения заявленного административного иска, является определение величины рыночной стоимости названного земельного участка по состоянию на по состоянию на 28.04.2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу положений статьи 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
В подтверждение своих доводов о рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке № 333-11-01 от 30.12.2020 года, выполненный оценщиком ООО фирма «Агро Плюс» Аникеевым Д.А.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 26.05.2021 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости данного объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной экспертизы №Т09-06/21 от 11.06.2021, выполненной экспертом ЧПО Требесовой Н.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1440 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, по состоянию на 28.04.2017 года составляет 2 106 000 рублей.
На основании данного заключения экспертизы административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28.04.2017 года - 2 106 000 рублей, согласно заключению эксперта №Т09-06/21 от 11.06.2021.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение судебной экспертизы №Т09-06/21 от 11.06.2021 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, по правилам статей 82 и 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Правильность выводов, изложенных в экспертизе, сторонами под сомнение не ставилась, ходатайств о назначении дополнительных, повторных экспертиз заявлено не было. Основания для выводов о недостоверности экспертизы у суда отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28.04.2017 года - 2 106 000 рублей, согласно заключению эксперта №Т09-06/21 от 11.06.2021, выполненного экспертом ЧПО Требесовой Н.В.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, дате подачи соответствующего заявления (в данном случае дата обращения в суд – 31.12.2020).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Рыжкова А.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1440 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – «деловое управление», в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28.04.2017 года – 2 106 000 (два миллиона сто шесть тысяч) рублей,
Датой подачи заявления считать 31.12.2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 30 июня 2021 года.
Председательствующий судья Н.А. Мигущенко