Решение по делу № 2-1086/2023 от 13.02.2023

                                    Дело № 2-1086/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2023 года                                                              город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Струковой П.С., при помощнике судьи – Бутаковой А.А., с участием представителя истца – Качмар Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вакулишиной ФИО8 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ «Госжилфонд», Департаменту городского хозяйства Севастополя, о признании права пользования комнатой на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Вакулишина Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит суд признать за ней право пользования комнатой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Исковые требования обосновывает тем, что с 1985 года истец зарегистрирована и проживает в общежитии по <адрес> несет бремя содержания жилья, однако ордер на жилье утерян. При обращении к ответчику по вопросу заключения договора социального найма, получен ответ, что жилые помещения в общежитие не относятся к жилищному фонду социального найма и не подлежат приватизации. Истец полагает, что включение комнаты в реестр собственности города свидетельствует о том, что она утратила свой специализированный статус. Указывает также, что здание по <адрес> хоть и поименовано в качестве общежития, таковым не является, ни с фактической (технической), ни с юридической точки зрения, в реестр специализированного жилого фонда не включено; часть помещений в здании по <адрес> приватизировано еще до марта 2014 г., часть - после. Указанное, по мнению истца, исключает возможность квалификации здания в качестве общежития, т.к. в общежитии не может быть помещений, переданных в собственность в порядке приватизации. Отсутствие у заявителя ордера и ошибочное указание на статус здания в качестве общежития, по мнению истца, не свидетельствует об отсутствии у неё оснований для заключения договора социального найма жилья, в котором она законно проживает более 37 лет.

Истец в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя Качмар Г.Г., которая требования иска поддержала по доводам, в нем изложенным.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителя истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно данным о регистрации по месту жительства с 1985 года Вакулишина Л.Н. зарегистрирована и проживает по <адрес>.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя №700-РДИ от 15.03.2016 жилое помещение - комнаты № , дома №<адрес>, площадью 48,16 кв.м., включена в Реестр собственности города Севастополя как помещения в общежитии.

На основании распоряжения Департамента № 1675-РДИ от 01.04.2021 комнаты закреплены на праве оперативного управления для обеспечения сохранности и обслуживания за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя "Городская служба жилищного фонда".

Как усматривается из материалов дела, на обращения Вакулишиной Л.Н. по вопросу оформления прав на занимаемое жилье получены ответы о том, что жилые помещения в общежитие не относятся к жилищному фонду социального найма и не подлежат приватизации.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Исходя из положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения истца в комнату в 1985 году, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось. Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 23.04.2013 г. N 5-КГ13-41.

Опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9., ФИО10 пояснили суд, что Вакулишина Л.Н. с 80-х годов проживает в общежитии по <адрес>; в комнатах проживает постоянно, не выезжала, несет бремя их содержания.

Указанные свидетели допрошены судом в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Не доверять показаниям данных свидетелей у суда нет оснований.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как установлено судом, спорная комната включена в реестр собственности города Севастополя.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

В соответствии ст. 10 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины; правоотношения по пользованию этими жилыми помещениями, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).

При таких обстоятельствах, спорное помещение, предоставленное истцу для проживания до марта 2014 года, не подлежит включению в специализированный жилищный фонд города Севастополя, а правоотношения по пользованию истцом этими жилым помещением, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).

Как усматривается из материалов дела, истец обращалась в адрес ответчиков с заявлением о принятии решения об изменении статуса дома по <адрес> и помещений, в нем расположенных.

Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.11.2021, по состоянию на текущую дату в Реестре отсутствует информация об объекте недвижимости - здание, расположенном по адресу: <адрес>. Одновременно с этим в Реестре содержатся сведения об объектах недвижимого имущества - помещениях общежития, расположенных в данном здании, в том числе ком. , Согласно сведениям официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в здании общежития имеются объекты недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право частной собственности. Учитывая вышеизложенное, здание в целом не является собственностью города Севастополя.

Согласно ответу Департамента капитального строительства города Севастополя от 03.12.2021, в соответствии с распоряжением ДИЗО от 01.04.2021 № 1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества - жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления», здание, находящееся по адресу <адрес>, передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя. Учитывая вышеизложенное, Департаментом может быть рассмотрен вопрос об исключении из специализированного жилищного фонда, после установления статуса многоквартирного жилого дома за общежитием по <адрес>, т.е. только после изменения статуса дома в целом.

Согласно ответу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 26.11.2021, спорные помещения состоят в Реестре собственности города Севастополя. В соответствии с п. 4.2 положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя», ДИЗО осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества города Севастополя, учет которого осуществляется в Реестре собственности города. Департамент городского хозяйства города Севастополя не наделен полномочиями исключения зданий общежитий из специализированного фонда. Учитывая изложенное, рекомендовано обратиться в ДИЗО.

Согласно ответу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 06.06.2022, преобразование нежилого здания (за исключением садового дома) в многоквартирный дом может быть осуществлено в рамках процедуры реконструкции объекта капитального строительства, предусматривающей изменение параметров такого объекта, регламентированной статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С целью выработки единой позиции в отношении изменения статуса общежитий проведено рабочее совещание, по результатам которого Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правового статуса общежитий на территории города Севастополя, в том числе путем их признания многоквартирными жилыми домами. Принимая во внимание сложность реализации указанного механизма преобразования зданий общежитий в многоквартирные дома, требующего значительных финансовых затрат, и учитывая наличие многочисленных перепланировок и переустройств, самовольно выполненных гражданами, а также тот факт, что в общежитиях имеется значительное количество помещений, в отношении которых зарегистрировано право частной собственности, в связи с чем город не является собственником зданий общежитий в целом, массовое изменение статуса общежитий в настоящее время не представляется возможным.

Таким образом, из ответов уполномоченных органов власти следует, что соблюдение требований статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, для исключения жилых помещений по <адрес> в г.Севастополе из специализированного жилищного фонда города Севастополя невозможно по причинам, которые не зависят как от воли истца, так и ответчиков.

При этом суд учитывает, что принятие или не принятие тех или иных управленческих решений, не может препятствовать гражданам в реализации прав нанимателя жилья, которое в силу ст. 10 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», подлежит отнесению к жилому фонду социального найма.

Учитывая изложенное в совокупности, а также факт того, что часть комнат в указанном здании приватизировано и находится в частной собственности, что само по себе свидетельствует о невозможности квалификации здания как общежития, суд находит обоснованными доводы истца о том, что наименование здания в качестве «общежития» без включения его в специализированный жилой фонд, не могут препятствовать ей в заключении договора социального найма.

Учитывая изложенное, тот факт, что истец более 37 лет проживает по <адрес>, право истца на постоянное проживание в комнате         за указанный период не оспаривалось, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорную комнату также допущено не было, комната включена в реестр собственности города Севастополя, суд приходит к выводу, что Вакулишина Л.Н. приобрела право пользования жильем на условиях социального найма.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Вакулишиной ФИО11 удовлетворить.

Признать за Вакулишиной ФИО12 право пользования комнатой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    П.С. Струкова

2-1086/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Вакулишина Людмила Николаевна
Ответчики
ГБУ "Госжилфонд"
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Департамент городского хозяйства Севастополя
Другие
Качмар Галина Геннадьевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее