ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-18487/2018
19 сентября 2018 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Сагетдиновой А.М.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гущенского Е.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Уфа РБ от 20 июня 2018 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Гущенского Е.Н. к Администрации городского округа г. Уфа, Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда – отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гущенский Е.Н. обратился к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа РБ, Администрации городского округа город Уфа РБ об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. Требования мотивировал тем, что относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как решением Стерлитамакского горнарсуда БАССР от <...> его мать Захарова Н.Я. лишена родительских прав. Отец Гущенский Н.М. умер <...>, что подтверждается свидетельством о смерти. Мать истца умерла <...> <...> он выбыл из детского дома в ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства. При этом согласно справке ГБУ Узянский детский дом Белорецкого района, документы на включение Гущенского Е.Н. в список детей-сирот, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями в администрацию Муниципального района Белорецкий район, также в <...> не направлялись. Со стороны сотрудников, в том числе со стороны руководства ГБУ Узянский детский дом Белорецкого района ему не было разъяснено, что он по достижению <...>-летнего возраста имеет право обратиться в орган исполнительной власти по месту жительства с письменным заявлением о предоставлении ему жилья, как ребенку-сироте. Кроме того, истец с <...>г. по <...>г. обучался в ПУ-13 г. Уфы и когда закончил обучение в данном учебном заведении, ему исполнилось <...> лет, также руководством ПУ какие-либо разъяснения о правилах предоставления жилья сиротам не давались. <...> обратился с заявлением в Администрацию Октябрьского района ГО г. Уфа РБ о признании за ним права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей сирот, оставшиеся без попечения родителей. Письмом от <...>г. ответчиком ему было отказано в постановке на учет по данной категории. В настоящее время у него нет жилья, а также отсутствует финансовая возможность на его приобретение. Полагает, что по вине органов опеки и попечительства, которые не разъяснили ему его права по получению жилья, он в настоящее время лишен возможности на государственную поддержку. Просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района Го г. Уфа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать за ним право на обеспечение его жилым помещением; обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гущенский Е.Н., ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Гущенского Е.Н. и его представителей Фаттахова Ф.З., Насырову И.Н., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и дет%й, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении, актовая запись <...> от <...> Гущенский Е.Н. родился <...>, где его родителями указаны: мать - Гущенская Н.Я., отец - Гущенский Н.М.
Решением Стерлитамакского горнарсуда БАССР от <...> Захарова Н.Я. лишена родительских прав в отношении детей: Захарова С.А., <...> г.р., Гущенского В.Н., <...> г.р. и Гущенского Е.Н., <...> г.р..
Решением Стерлитамакского городского Совета народных депутатов <...> от <...> Гущенскому Е.Н. выделена путевка в Стерлитамакский дом грудного ребенка.
Из письма Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от <...>г. <...> следует, что <...>г. Гущенский Е.Н. прибыл на воспитание в Узянский детский дом и выбыл <...>г. <...>
Из письма ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства <...> от <...>г. следует, что Гущенский Е.Н., <...>г. в <...> поступил на обучение в профессиональное училище <...> по профессии «монтажник оборудования химической и нефтяной промышленности» и закончил <...> Получил диплом с дальнейшим трудоустройством в Первую сантехническую компанию.
Письмом Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа от <...>г. <...> истцу было отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент подачи заявления Гущенский Е.Н. достиг возраста <...> лет и из представленных документов следует, что с <...>г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <...>, временно, срок окончания регистрации по месту пребывания <...>
Гущенский Е.Н. достиг <...> летнего возраста<...>, на момент рассмотрения данного дела истец достиг возраста <...> лет.
Поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения <...> летнего возраста Гущенский Е.Н. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа Администрации Октябрьского района ГО г. Уфы в постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, признании за ним права на обеспечение его жилым помещением и обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции истец не предоставил суду доказательств, свидетельствующих об уважительности и не возможности своевременной постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или незаконного отказа. Истец с заявлением о предоставлении жилья как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по указанной категории не состоит и ранее не состоял.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что истец обстоятельств, объективно указывающих на невозможность обращения по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23 лет, не привел. Более того, с момента исполнения истцу 23-х летнего возраста до обращения в суд прошло более тринадцати лет, за указанный период истец куда-либо по вопросу о предоставлении ему жилья не обращался, уважительных причин своего бездействия не представил.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и получили необходимое правовое обоснование, они направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не влияют на правильность состоявшегося судебного постановления и не могут повлечь его отмену.
Что касается ссылки в жалобе на упоминание в тексте апелляционной жалобы о правовой позиции суда по другим делам не может повлиять на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Октябрьского районного суда г. Уфа РБ от 20 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гущенского Е.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: А.М. Сагетдинова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Кадырова Э.Р.