№ 59RS0017-01-2024-001041-63
Дело № 2-536/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Баскаль В.С.
при секретаре судебного заседания Мельниковой М.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Пермскому краю,
изучив материалы дела,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. В обоснование указано, что 01.11.2023 года в ЕГРН внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества «сооружение коммунального хозяйства сети ГВС от котельной № протяженностью 868 п.м.», расположенное по адресу: Пермский край, м.о. Губахинский, <адрес>, кадастровый №. Согласно письму от 22.08.2022 № 59-06/7874 в реестре федерального имущества сведения об объекте отсутствуют. Согласно письму от 14.07.2023 № ГУ31-02-1-25вн-607 в реестре государственной собственности Пермского края сведения об объекте отсутствуют. По состоянию на 08.09.2023 в Реестре муниципального имущества Губахинского муниципального округа Пермского края объект не учитывался. По данным ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 10.07.2023, сведений о зарегистрированных правах на сети ГВС от котельной № не имеется. Цель предполагаемого использования объекта: решение вопросов местного значения в соответствии со статьей 50 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: организация бесперебойного и надежного обеспечения горячим водоснабжением жителей. Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края заявитель осуществляет от имени муниципального образования полномочия в сфере имущественных отношений. С учетом изложенного заявитель просил признать право собственности за муниципальным образованием «Губахинский муниципальный округ Пермского края» на объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства сети ГВС от котельной № протяженностью 868 п.м., расположенной по адресу: Российская Федерация, Пермский край, м.о. Губахинский, <адрес>, кадастровый №.
От заинтересованного лица Управления Росреестра по Пермскому краю (Лысьвенский межмуниципальный отдел) поступил отзыв по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, в котором указано, что 01.11.2023 г. спорный объект недвижимости поставлен на учет в качестве бесхозяйного на основании заявления администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, запись является актуальной.
В судебное заседание представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены, в числе прочего, трубопроводы.
В силу требований части 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Судом при рассмотрении настоящего иска установлено и подтверждается письменными материалами, что 15.12.2022 г. Решением Думы Губахинского муниципального округа Пермского края № 76 (л.д. 20) учрежден Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края и утверждено Положение о нем, в соответствии с которым Комитет является функциональным органом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Губахинского муниципального округа Пермского края. К основным задачам Комитета относятся представление и защита прав и законных интересов Губахинского муниципального округа в области имущественных правоотношений, а также обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Комитет разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы Губахинского муниципального округа, главы муниципального округа предложения для принятия решений по вопросу о приеме в муниципальную собственность Губахинского муниципального округа имущества, признанного в судебном порядке бесхозяйным и муниципальным по решению суда (л.д. 14-19).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сети ГВС от котельной № по адресу: Пермский край, м.о. Губахинский, <адрес> имеет протяженность 868 м., кадастровый №, назначение: сооружение коммунального хозяйства, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости 01.11.2023 г., правообладатель – муниципальное образование Губахинский муниципальный округ Пермского края (л.д.7-9).
Как следует из уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, объект сети ГВС от котельной № по <адрес> в реестре муниципального имущества Губахинского муниципального округа <адрес> не числится (л.д. 10).
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае № 59-06/7874 от 02.08.2023 по состоянию на 02.08.2023 г. в реестре федерального имущества не значатся сети ГВС от котельной № по адресу: <адрес> края (л.д. 13).
Письмом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края № ГУ31-02-1-25вн-607 от 14.07.2023 главе администрации Губахинского муниципального округа Пермского края сообщается, что сети ГВС от котельной № по адресу: <адрес> края в Реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (л.д. 12).
Согласно ответу ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» № 448 от 10.07.2023, по данным государственного технического учета объектов капитального строительства, на территории Губахинского муниципального округа Пермского края на 10.07.2023 г. не имеется сведений о зарегистрированных правах на сети ГВС от котельной № по адресу: <адрес> края (л.д. 11).
Проанализировав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводам, что заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости подлежит удовлетворению.
Согласно требованиям норм действующего законодательства публично-правовые образования в лице уполномоченных органов должны предпринимать необходимые меры по оформлению прав на бесхозяйные вещи. Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности публично-правового образования является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П). И впоследствии публично-правовое образование должно осуществлять эффективно право собственности - на все объекты, в том числе приобретенные в порядке правил о бесхозяйных вещах, - поддерживать надлежащее содержание государственных территорий, оперативно устранять последствия чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения с бесхозяйными вещами.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Таким образом, поскольку спорные инженерные сети горячего водоснабжения, расположенные на территории Губахинского муниципального округа Пермского края, не имеют собственника, по заявлению уполномоченного органа муниципального образования «Губахинский муниципальный округ» в установленном законом порядке приняты на учет Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и по истечении трех месяцев со дня постановки на учет указанных объектов Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края обратился в суд с настоящими требованиями, относительно которых возражений возможными заинтересованными лицами не представлено, о признании права муниципальной собственности на указанные сети горячего водоснабжения от котельной, суд считает заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского муниципального округа Пермского края удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Губахинский муниципальный округ Пермского края» право собственности на бесхозяйный объект: сооружение коммунального хозяйства сети горячего водоснабжения от котельной № протяженностью 868 п.м., расположенное по адресу: Пермский край, м.о. Губахинский, <адрес>, кадастровый №.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности муниципального образования «Губахинский муниципальный округ Пермского края» на данное недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд Пермского края в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 мая 2024 года.
Судья В.С. Баскаль