Председательствующий: Крутикова А.А. № 33-2848/2023
55RS0001-01-2022-006578-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 11 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Магденко И.Ю.,
судей областного суда Сковрон Н.Л., Мезенцевой О.П.,
при секретаре Речута Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-82/2023
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области
на решение Кировского районного суда г. Омска от 17 февраля 2023 года по иску Сагиновой Айчан Зейнуловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об установлении факта нахождения на иждивении ребенка, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию,
Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия
установила:
Сагинова А.З. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по Омской области об установлении факта нахождения на иждивении ребенка, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию.
В обоснование требований указывала, что 04.05.2022 обратилась к ГУ-ОПФР по Омской области с заявлением о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с воспитанием пятерых детей. Решением ГУ-ОПФР по Омской области от 13.05.2022 ей было отказано в назначении пенсии на льготных основаниях. Пенсионным органом указано на отсутствие доказательств того, что один из детей до достижения возраста 8-и лет находился на ее воспитании, поскольку свидетельство об его усыновлении выдано 04.05.2022.
Полагает, что имеет право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Просила установить факт нахождения на ее иждивении Сагинова (Короткова) А.С., <...> г.р. в период с 16.10.2016 по 04.05.2022; признать право на пенсию по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях в РФ», возложить обязанность назначить пенсию с 04.05.2022.
Определением суда от 27.01.2023 произведена замена ответчика ГУ-ОПФР по Омской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области.
Истец Сагинова А.З. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Сагиновой А.З. Лазуткин Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Курбатова Л.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Министерство труда и социального развития Омской области, органы опеки и попечительства Омской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Сагиновой А.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворены.
Установлен факт нахождения Сагинова (Короткова) А.С., на иждивении Сагиновой А.З., в период с 16.10.2016 по 04.05.2022.
За Сагиновой А.З. признано право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.05.2022. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области возложена обязанность назначить Сагиновой А.З. пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях в РФ» с 04.05.2022.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Ефимова Л.И., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, указывая, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что для назначения пенсии обязательным условием является воспитание детей до восьми лет. Вместе с тем один из детей усыновлен в возрасте девяти лет, пятый ребенок достигнет возраста восьми лет только 08.02.2025.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца Погорелову Е.С., представителя ответчика Курбатову Л.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены были.
В силу положений ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Как следует из ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Как следует из материалов дела, 04.05.2022 Сагинова А.З. обратилась в ГУ – ОПФР по Омской области с заявлением о назначении пенсии по п. п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – ОПФР по Омской области № <...> от <...> Сагиновой А.З. отказано в установлении пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине подачи заявления ранее установленного срока.
Право на назначение досрочной пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникает при соблюдении двух условий: подтверждение родственных отношений и факта воспитания родителем детей до достижения ими возраста 8 лет.
Сагиновой А.З. не был подтвержден факт воспитания ребенка Сагинова А.С. до достижения им возраста восьми лет.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим её пенсионные права, Сагинова А.З. обратилась в суд за защитой пенсионных прав.
Разрешая требования, суд первой инстанции, установив факт нахождения Сагинова А.С. на иждивении Сагиновой А.З., пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения досрочной пенсии по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии права на назначения досрочной пенсии по старости заслуживают внимания.
Юридически значимыми обстоятельствами для рассмотрения настоящего спора является достижение Сагиновой А.З. возраста 50 лет, наличие величины ИПК не менее 30, пять и более детей, которые воспитаны до достижения ими возраста 8 лет, страховой стаж не менее 15 лет.
Сагинова А.З., <...> г.р., то есть на момент подачи заявления ею достигнут возраст 51 год. Страховой стаж на момент подачи заявления 24 года 5 мес. 17 дней. ИПК по состоянию на 31.12.2021 равен 43,868.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствами о рождении Сагинова (Худайбергенова) А.З. является матерью Худайбергенова А.А., <...> г.р., Худайбергенова С.А., <...> г.р., Худайбергенова Б.А., <...> г.р., Сагинова А.С., <...> г.р., Сагинова С.С., <...>.
Таким образом, возраст Сагинова С.С. как на момент подачи заявления, так и на момент рассмотрения спора не достиг возраста 8 лет. Сагинов С.С. достигнет восьмилетнего возраста только <...>.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочно страховой пенсии по старости у суда первой инстанции не имелось, поскольку не выполнены все условия, предусмотренные пп. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда об установлении факта нахождения Сагинова (Короткова) А.С. на иждивении Сагиновой А.З. в период с 16.10.2016 по 04.05.2022.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависят ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.
С учетом требований п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление факта нахождения Сагинова А.С., <...> г.р., на иждивении Сагиновой А.З. не порождает никаких юридических последствий для истца. Условия, необходимые для установления факта, имеющего юридическое значение в силу ст. 265 ГПК РФ, отсутствуют, в связи с чем требования Сагиновой А.З. об установлении факта нахождения на иждивении ребенка не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для установлении факта нахождения на иждивении Сагиновой А.З. ребенка Сагинова А.С., для признания права на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением воспитания пятерых детей до возраста восьми лет, и обязании ответчика ее назначить. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения по заявленным требованиям об отказе в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 17 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сагиновой Айчан Зейнуловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об установлении факта нахождения на иждивении ребенка, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию отказать.
Председательствующий:
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18.05.2023.