Дело № 2а-2075/2020
34RS0007-01-2020-003785-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:
председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,
при секретаре Заставной О.В.,
с участием представителя истца – Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, действующей на основании доверенности № 4 от 09 января 2020 года Макаренко В.С.,
28 сентября 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу и пене,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шишлянникову М.Ю. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по требованию №15658 от 17 декабря 2016 года по налогу на имущество в размере 49 334 рублей 83 копеек, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек, по пене по транспортному налогу в размере 255 рублей 45 копеек. В обосновании искового заявления указав, что административный ответчик Шишлянников М.Ю. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога, налога на имущество. Ответчику направлено налоговое уведомление с расчетом налога, подлежащего уплате в установленный срок, которое осталось без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности №15658 от 17 декабря 2016 года по налогу на имущество в размере 52 695 рублей, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек, по транспортному налогу в размере 52 220 рублей, по пене по транспортному налогу в размере 261 рубля 10 копеек, которое также не исполнено. 03 ноября 2017 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Шишлянникова М.Ю. задолженности по налогам, который 14 марта 2018 года был отменен по поступившим возражениям должника относительно его исполнения. Поскольку Шишлянников М.Ю. задолженность по налогу не оплатил, просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, в связи с уважительной причиной его пропуска и взыскать задолженность по требованию №15658 от 17 декабря 2016 года по налогу на имущество в размере 49 334 рублей 83 копеек, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек, по пене по транспортному налогу в размере 255 рублей 45 копеек, на общую сумму 49 853 рубля 75 копеек.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ по доверенности Макаренко В.С. в судебном заседание исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам пропущен по уважительным причина в связи с проведением налоговым органом работы по переходу на централизованное программное обеспечение администрирования, а также на экстерриториальный и бесконтактный принцип работы, увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации всех уровней.
Административный ответчик – Шишлянников М.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебная повестка и копия определения суда о принятии иска в производство, направленные в адрес ответчика, вернулись в суд с отметкой почтового отделения «истёк срок хранения», возражений по существу административного иска не предоставил, об отложении судебного заседания не просил, об уважительности причин неявки не сообщил.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Учитывая изложенное, у суда имеются достаточные основания считать административного ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, так как по правилам статей 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела судом.
Выслушав представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ Макаренко В.С., исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе, квартира.
На основании части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пунктом 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что Шишлянников М.Ю. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в качестве плательщика транспортного налога, налога на имущество физических лиц (л.д.19,20-21,22).
В адрес Шишлянникова М.Ю. было направлено налоговое уведомление №93331510 от 06 августа 2016 года с расчетом налогов, подлежащих уплате, с установленным сроком для уплаты налогов не позднее 01 декабря 2016 года, которое осталось без исполнения (л.д.16-18).
Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации явилось основанием для направления налогоплательщику требования №15658 от 17 декабря 2016 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 52 220 рублей, по пене по транспортному налогу в размере 261 рубля, по налогу на имущество в размере 52 695 рублей, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек (л.д.14,15), которое осталось без исполнения.
Как следует из административного искового заявления и подтверждается материалами дела, Шишлянников М.Ю. не погасил задолженность по налогам и пене в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации было подано мировому судье заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Шишлянникова М.Ю. задолженности по налогам и пене.
03 ноября 2017 года мировым судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с Шишлянникова М.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ недоимки по транспортному налогу в размере 52 220 рублей, пени за несвоевременную уплаты транспортного налога в размере 261 рубля 10 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 52 695 рублей, пени в размере 263 рублей 47 копеек, а всего 105 439 рублей 57 копеек.
14 марта 2018 года определением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения (л.д.9).
Копия определения об отмене судебного приказа получена административным истцом 21 марта 2018 года, что подтверждается отметками в штампе почтового отделения на конверте (л.д.10).
Однако требование об уплате налога и пени до настоящего не исполнено. За административным ответчиком числится задолженность по требованию №15658 от 17 декабря 2016 года по налогу на имущество в размере 49 334 рублей 83 копеек, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек, по пене по транспортному налогу в размере 255 рублей 45 копеек, на общую сумму 49 853 рубля 75 копеек.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд 13 августа 2020 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, административный истец просит восстановить срок на его подачу, ссылаясь на то, что налоговым органом проводилась работа по переходу на централизованное программное обеспечение администрирования, способствующая развитию новых сервисов, а также переходу на экстерриториальный и бесконтактный принцип работы, увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации всех уровней, что послужило причиной пропуска для подачи административного искового заявления. Считая причину пропуска срока уважительной, административный истец просит его восстановить.
Однако указанные обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами и не могут быть расценены в качестве уважительной причины для пропуска срока на обращение в суд с иском. Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками налогов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и предоставлять доказательства уважительности такого пропуска. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им пава на судебную защиту в срок, установленный законом.
Проводимая налоговым органом работа по переходу на централизованное программное обеспечение администрирования, на экстерриториальный и бесконтактный принцип работы не является уважительной причиной пропуска срока на обращение с административным иском в суд. При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств позднего получения копии определения суда об отмене судебного приказа, которое бы препятствовало налоговому органу соблюсти шестимесячный срок предъявления требования о взыскании налога в порядке искового производства, административным истцом суду не представлено.
Таким образом, доказательств уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
Поэтому оснований для восстановления указанного срока у суда не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку уважительных причин пропуска административным истцом срока для подачи искового заявления в суд в ходе рассмотрения дела не установлено, то суд полагает необходимым отказать административному истцу в восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления и в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в удовлетворении административного искового заявления к ФИО2 о взыскании задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 17 декабря 2016 года по налогу на имущество в размере 49 334 рублей 83 копеек, по пене по налогу на имущество в размере 263 рублей 47 копеек, по пене по транспортному налогу в размере 255 рублей 45 копеек – отказать, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд и отсутствием доказательств уважительности причин пропуска такого срока.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд в течение одного месяца через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.
Судья С.С. Щелконогова